Минздрав недомогает?
Почему проект закона о страховании профессиональной ответственности врачей и предложение смягчить так называемые медицинские статьи вызвали недовольство в обществе.
На сайте электронного правительства завершилось обсуждение проекта закона “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам здравоохранения”. Посвящен он внедрению системы юридической и финансовой защиты и страхованию профессиональной ответственности медицинских работников. Обсуждали эту идею давно, но до конкретики ни разу не доходили.
В этот раз Минздрав ускорился после поручения главы государства и вместо сценария “обсудить и забыть” выдал вполне осязаемый проект. Несколько месяцев назад мы уже сообщали, какой может быть модель страхования врачей и младшего медперсонала. Но тогда вопрос обсуждали, а сейчас его вынесли на суд общественности.
Население на предложение смягчить ответственность по медицинским статьям, предусмотренным новым законодательством, отреагировало (и это абсолютно ожидаемо) резко отрицательно. Казахстанцы оставили под проектом закона почти 150 комментариев (не рекорд для “Открытого правительства”, но и далеко не рядовой показатель), и подавляющее большинство сводится к лаконичному “Против!”.
Вот одна из немногих развернутых и весьма показательных реплик: “Вы о чем? Конечно, против! Требую отозвать этот НПА немедленно! Получается, врачи снимают с себя ответственность? Ужас, куда мы катимся?!” Что же так возмутило людей?
Причина первая: размер предельных страховых сумм.
Их решили установить по аналогии с выплатами в сфере страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств:
1. За вред, причиненный жизни или здоровью пациента и повлекший смерть, - 1000 МРП. Установление инвалидности: первой группы - 800 МРП, второй - 600 МРП, третьей группы - 500 МРП, “ребенок-инвалид” - 500 МРП.
2. Увечье или травму или иное повреждение здоровью без установления инвалидности - в размере фактических расходов на амбулаторное или стационарное лечение пациента - 300 МРП.
3. Размер страховой выплаты за каждый день стационарного лечения должен составлять не более 10 МРП.
Давайте считать: 1 МРП в 2021 году - 2917 тенге. Значит, максимально возможный размер компенсации в том случае, если проект закона пройдет все согласование в этом виде и его окончательно утвердят, - 2 917 000 тенге. Это сейчас. В грядущем году размер МРП подрастет, а вместе с ним и эта сумма немного перевалит за 3 000 000 тенге.
Не берусь оценивать, много это или мало. Но свои пять копеек вставлю: важнее не размер выплат, а механизм, опираясь на который их будут осуществлять. Кому и в каком случае эти деньги выплатит страховщик? Для этого нужны четкие критерии: при таком-то раскладе наступает ответственность врача/медсестры/больницы, значит, пострадавший пациент вправе требовать компенсацию, а вот в этих случаях вины врача/медсестры/больницы нет - и на страховку можно не рассчитывать. Пока они не определены, любые разбирательства в этой сфере рискуют завязнуть в зыбкой юридической трясине. Что, в общем-то, сейчас частенько и происходит. Причем бьет это в равной степени как по врачам, так и по пациентам.
Сейчас проект предлагает следующую схему. Если есть претензия, пишите жалобу! Сначала ее рассмотрят в той медицинской организации, которая попала под раздачу, на уровне службы внутреннего аудита или поддержки пациента. Попробуют решить вопрос миром. Не получилось, обращение уйдет в территориальное подразделение комитета медицинского и фармацевтического контроля (сюда и сейчас поступают все жалобы на медиков). Здесь должны дать экспертное заключение, есть страховой случай или нет. После эти материалы передадут в страховую компанию, с которой медицинская организация заключила договор. Именно работодатели выступают страхователями и будут платить взносы за своих сотрудников. Соблюдает ли эти требования комитет медицинского и фармацевтического контроля Министерства здравоохранения? Регулирует работу в целом сам Минздрав. Это основные столпы системы, но дьявол, как известно, кроется в деталях.
Причина вторая: гуманизация уголовных правонарушений в сфере здравоохранения.
Они в большинстве своем касаются статьи 317 Уголовного кодекса, одной из самых обсуждаемых. Не буду перечислять все изменения, которые предлагают внести в закон авторы проекта, остановлюсь на основных:
1. Причинение смерти по неосторожности:
- ограничение свободы на срок до трех лет либо лишение свободы на тот же срок (сейчас - лишение свободы до пяти лет).
2. Неосторожное причинение вреда здоровью:
- причинение средней тяжести вреда здоровью по неосторожности наказывается штрафом в размере до 80 МРП (сейчас - до 200 МРП), либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до 80 часов (сейчас - до 180 часов), либо арестом на срок до 20 суток (сейчас - до 50 суток);
- причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности наказывается штрафом в размере до 1000 МРП (сейчас - до 3000 МРП), либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до четырехсот часов (сейчас такой нормы нет), либо ограничением свободы на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок (сейчас - до трех лет).
Кроме этого предлагают смягчить и наказание по статье “оставление в опасности”. Медики, которым вменят ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей, должны будут пройти обучение, в крайнем случае у них могут отозвать сертификат специалиста в области здравоохранения.
В статьях об оттоке кадров из сферы здравоохранения, взаимоотношениях врачей и пациентов, которым в последнее время наша газета посвятила много внимания, мы рассуждали, почему репрессивные законы в медицине - это плохо для всех. Чем выше риск попасть под статью, тем меньше желания работать, и появляется соблазн заняться чем-то более спокойным. А вероятность, что ошибку (они в медицине, увы, неизбежны) скроют вместо того, чтобы проанализировать и хотя бы попытаться не повторить, будет стремиться к ста процентам. Пострадаем в итоге мы, пациенты.
В шапке проекта, о котором мы говорим, указано, что направлен он “на повышение качества медицинских услуг, оказываемых населению”. Чуть ниже - и это тоже весьма показательно - комментарий от “населения”: “Нет, господа хорошие, так не пойдет! Каждый должен нести ответственность за содеянное, и в полном объеме. Так как нынешние врачи у нас и так, мягко сказать, малограмотные”.
Страхование профессиональной ответственности нужно, и многое сейчас зависит от того, каким оно в итоге будет и - самое главное! - насколько эффективно начнет работать. Думаю, в следующем году можно будет говорить об этом более предметно. Чтобы люди поверили, что очередной минздравовский проект нужен всем, они должны ощутить пользу для себя. Иначе никак.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы