2549

Преступно много или неоправданно мало?

Вокруг статистики о том, сколько казахстанских врачей были осуждены по “медицинским” статьям за последние пять лет

Преступно много  или неоправданно мало?

В предыдущих материалах мы говорили о дефиците врачей в казахстанском здравоохранении и причинах, из-за которых они уходят из профессии. Одна из самых главных - уголовное преследование, вероятность которого висит над каждым из медиков в нашей стране.

Казахстане неоднократно, причем даже на самом высоком уровне, включая президентский, поднимали вопрос о необходимости декриминализации статей, связанных с так называемыми врачебными ошибками. Термин этот применяется скорее для понимания характера дел, о которых мы будем говорить. В законе формулировки сложнее. Разбирательства по этим статьям под стать ему - спорные и неоднозначные. Мы не будем копать в эту сторону, по крайней мере сегодня. Пока сосредоточимся на цифрах и фактах.

В июле 2020 года, когда был принят новый Кодекс “О здоровье народа и системе здравоохранения”, в правовом поле появилось понятие “медицинский инцидент”. Это попытка хотя бы как-то конкретизировать те действия врачей, из-за которых они не должны попадать под раздачу. Одно дело халатность, ненадлежащее выполнение своих обязанностей и совсем другое - непреднамеренные ошибки, от которых (и Казахстан не исключение - во всем мире так) не застрахован ни один врач. Логика простая: если такие ошибки выявлять и анализировать, то их будет меньше. Это опыт развитых стран, на которые мы так любим оглядываться. Пока он совершенно не про нас - не так много клиник, самых передовых, независимых, ведут внутренний учет таких фактов и делают выводы, вносят корректировки в работу. Остальные живут по принципу “ошибки любят тишину”…

В казахстанском законодательстве есть несколько медицинских статей. Основные - 317 и 318 Уголовного кодекса: “Ненадлежащее выполнение профессиональных обязанностей медицинским или фармацевтическим работником” и “Нарушение порядка проведения клинических исследований и применения новых методов и средств профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации”. По данным комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры, за 2015-2020 годы в Казахстане было зарегистрировано 2130 дел по этим статьям.

Медработников могут привлечь и к административной ответственности, но только в том случае, если их действия причинили легкий вред здоровью и не содержали признаков уголовного деяния. Это статья 80 “Несоблюдение порядка, стандартов и некачественное оказание медицинской помощи” КоАП. Есть еще две: 81-я “Нарушение медицинским работником правил выдачи листа или справки о временной нетрудоспособности” и 82-я “Нарушение медицинским работником правил реализации лекарственных средств и требований по выписыванию рецептов”. С 2017 по 2020 год было 924 таких дела.

2018-го по первый квартал 2021 года включительно в комитет медицинского и фармацевтического контроля Минздрава поступило порядка 16 тысяч обращений от казахстанцев (в 2018-м - 4489, 2019-м - 4832, в 2020-м - 4802, в первом квартале 2021-го - 1787). Жалуются пациенты на нарушения при организации медпомощи, неэтичное поведение медработников, отказ от госпитализации, но самое наболевшее - 6563 (61,9 процента) обращений почти из 16 тысяч - некачественное обследование и лечение.

Чаще других под раздачу попадают терапевты: почти половина недовольных - 41,6 процента - написали претензию как раз после визита к ним. Поликлиники - ахиллесова пята нашего здравоохранения, и это неудивительно. А далее без неожиданностей: каждый пятый из написавших в комитет не оценил работу хирургов, десятый - педиатров. Отдельной строкой в статистике выделены стоматологи. Самые недовольные регионы - Алматы (11,2 процента жалоб), Карагандинская (11), Восточно-Казах­станская (7,7) и Туркестанская (5,8 процента) области. Нужно понимать, что для комитета медицинского и фармконтроля это, как говорили раньше, сигнал, на который там обязаны реагировать. Проверить, и если жалоба окажется обоснованной, наказать. По результатам таких экспертиз возбуждают уголовные дела по тем статьям, которые я уже упомянула.

Но, естественно, это происходит далеко не всегда. Согласно статистике, которую нам предоставили в Министерстве здравоохранения, из 5943 зарегистрированных в комитете обращений 46,5 процента были признаны необоснованными, 27,9 процента - частично обоснованными и только каждое четвертое обращение - 1521 - полностью нашло свое подтверждение. Но опять же, 97 процентов жалоб, которые признали обоснованными, не повлек­ли за собой уголовной ответственности - не те это действия, за которые можно судить и тем более сажать.

Нужно ли сажать врачей? Вопрос в казахстанском обществе дискуссионный. В свете разговоров о декриминализации врачебных ошибок - особенно острый. Каждый год в Казахстане фиксируется в среднем 300 (!) уголовных правонарушений по статьям 317 и 318 УК. Хотя были и антирекордный 2020 год, когда эта статья фигурировала в исках 892 раза, и сравнительно “спокойный” 2017-й - 255 фактов.

Конечно, далеко не каждое доходит до суда. Его могут закрыть; истец, случается, забирает заявление или примиряется с ответчиком (сделать это можно, если дело не связано с фактом смерти человека). В итоге с 2016 по 2020 год в казахстанские суды поступило 59 уголовных дел по статье 317 (из них рассмотрели 52). Чаще всего их фигурантами становились хирурги, акушеры-гинекологи, травматологи, терапевты, анестезиологи, педиатры. Почти все специализации, которые входят в число наиболее дефицитных в нашей стране. Сама собой напрашивается причинно-следственная связь, и она, увы, есть, кто бы что ни говорил.

Приговор за последние пять лет услышали 83 медработника, из них осуждены условно 22 человека, ограничение свободы получили 4, осуждены, но освобождены от наказания по амнистии - 11, осуждены, но освобождены от наказания в связи с истечением срока давности - 27 (это отдельная, не менее сложная тема), лишены свободы 5, оправданы 13, оштрафован один медик.

В статье 317 УК четыре части. По части 3 (“смерть человека”) было возбуждено 33 дела и осуждены 53 медика. Возможно, в том числе и потому, что по таким делам не допускается примирение сторон.

59 судебных разбирательств за пять лет. Мизер, если сравнивать с двумя тысячами зарегистрированных дел? Смотря кого спрашивать: врачей или пациентов, у которых, как мы уже говорили, диаметрально противоположные точки зрения: для одних - преступно много, для вторых - неоправданно мало. И у каждой из сторон свои аргументы, пока взаимоисключающие.

Только цифры
В каких регионах медики чаще всего попадали под уголовную ответственность:
-Нур-Султан - 289 дел
-Алматы - 197
-Алматинская область - 186
-Карагандинская область - 184
-Шымкент - 143
-Костанайская область - 133
-Павлодарская область - 124
-Акмолинская область - 120
-Западно-Казахстанская область - 99
-Туркестанская область - 89
-Атырауская область - 85
-Кызылординская область - 84
-Жамбылская область - 83
-Восточно-Казахстанская область - 82
-Актюбинская область - 79
-Северо-Казахстанская область - 78
-Мангистауская область - 75

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть