Поддельный паспорт - билет в реанимацию
Вакцинация детей от коронавируса: как и когда это будет происходить, рассказала нашей газете председатель комитета санитарно-эпидемиологического контроля Министерства здравоохранения Айжан ЕСМАГАМБЕТОВА.
- 15 октября министр Алексей ЦОЙ сказал, что срок поставки вакцины Pfizer - максимум месяц. Это значит, что стартовать иммунизация детей может в одно время с ревакцинацией взрослых. Минздрав уже готов к этому?
- Мы готовимся. У нас есть статистические данные: общее количество детей в возрасте 12-17 лет, проживающих в Казахстане, - 1,7 миллиона человек. Плюс порядка 300 тысяч беременных и кормящих женщин в год. В общей сложности два миллиона граждан, поэтому мы закупаем четыре миллиона дох вакцины Pfizer.
- Как вы думаете, родители скольких детей их этих 1,7 миллиона решат вакцинировать своих чад? Или, может быть, у вас есть прогноз?
- Наша задача - обеспечить доступ к вакцинации, совместно с местными исполнительными органами провести информационно- разъяснительную работу, чтобы осталось как можно меньше сомневающихся и родители приняли осознанное решение вакцинировать своих детей.
- И все же: хотя бы половину удастся привить?
- Когда обсуждали этот вопрос, рассматривали разные варианты. Да, если хотя бы половина родителей приведет своих детей в прививочные пункты, - это уже неплохой показатель и вклад в создание коллективного иммунитета. Но это сложная задача. У людей слишком много недоверия к этой теме, они боятся. Что-то подобное мы видели, когда кампания по вакцинации только стартовала в Казахстане: сначала было много тех, кто ждал. Они смотрели, как чувствуют себя родственники или знакомые, которые получили прививку. И лишь убедившись, что с ними все в порядке, принимали решение вакцинироваться. Думаю, так будет и с вакцинацией детей старше 12 лет, беременных и кормящих.
- Для того чтобы транспортировать и хранить вакцину Pfizer, нужно специальное холодильное оборудование, в котором выдержана температура минус 80 градусов. Оно уже поступило в Казахстан?
- Первая партия холодильников завезена в страну, в ближайшее время их распределят по регионам. Верно, холодильники специальные, они используются именно для хранения в условиях ультранизкой температуры. В правилах, разработанных компанией Pfizer, сказано: вакцина, которую достали из такого холодильника, в течение месяца может храниться при температуре +2+8 градусов. Поэтому уже непосредственно в прививочных пунктах вакцина будет находиться при этой температуре. Беременные и кормящие женщины смогут получить ее в любом действующем прививочном пункте, в том числе и в торговых центрах. А детей от 12 до 17 лет мы планируем вакцинировать в организациях образования - вакцина будет доставляться туда.
- Как вы узнаете, сколько доз нужно в определенных школах, колледжах и т. д.?
- Может быть, вы помните, некоторое время назад в СМИ прошла информация, что в школах собирают данные тех детей, чьи родители готовы их вакцинировать. Это вызвало недовольство, но на самом деле мы пытались собрать сведения, чтобы предварительно понимать, сколько доз вакцины нужно будет доставить в ту или иную школу. Не более того. Мы рассчитываем на понимание со стороны родителей - речь ни в коем случае не идет о принуждении к вакцинации, о том, что тех, кто ее не получит, не допустят в школы. Иммунизация детей 12-17 лет будет проходить исключительно добровольно и с информированного согласия родителей или законных представителей. Мы проведем повторный опрос в школах, но лишь для того, подчеркну, чтобы знать, насколько широк контингент желающих получить прививку. Это нужно для грамотного распределения вакцин и соблюдения условий ее хранения.
- Контингент подлежащих вакцинации увеличился с 10 до 11,4 миллиона. За счет кого - кто эти полтора миллиона человек?
- Это люди старше 63 лет. Когда изначально мы определили группу подлежащих вакцинации и назвали цифру 10 миллионов, прививка была противопоказана гражданам в этой возрастной группе. А через месяц мы правила пересмотрели - они начали вакцинироваться, но в тот контингент, о котором говорим, не вошли. Мы эти цифры не корректировали. 10 миллионов человек - округленная цифра. На самом деле изначально в категорию подлежащих вакцинации вошло 9 970 000 граждан - это всего 53 процента от общей численности населения. Но и мы сами знаем, и ВОЗ говорит, что с учетом мутации коронавируса этого недостаточно, чтобы достичь коллективного иммунитета. Нужно иммунизировать минимум 60 процентов населения.
Сейчас (этот разговор состоялся 18 октября. – О.А.) первую дозу получили 42,5 процента населения, обе - 37,8. Общее количество взрослого населения в Казахстане - около12,5 миллиона человек. Контингент подлежащих вакцинации после обновления - 11 390 тысяч человек - 91 процент от взрослого населения, которому сегодня, согласно инструкции к вакцинам, разрешено получить прививку. Наша задача - вакцинировать их. Не забывайте, что к ним добавятся дети от 12 лет, беременные и кормящие, хотя бы часть граждан из двух миллионов, входящих в эту группу, будут привиты.
- В нашей стране трудно верить в статистику, особенно учитывая ситуацию с поддельными паспортами вакцинации. Минздрав совместно с МВД намерен бороться с этим. Но практика показывает, что карательный механизм (в частности, штрафы) плохо работает.
- Как только стали всплывать подобные факты, мы обязали местные власти оснастить видеокамерами прививочные пункты во всех регионах. Это превентивная мера, которую Минздрав сразу же применил. Но, согласитесь, мы не можем стоять над каждым медработником, хотя проводим с ними разъяснительную работу, говорим о правовых последствиях подобных действий. Единственный достоверный способ выявить такие факты - оперативно-розыскные мероприятия, которые проводит полиция. Но мне кажется, нужно идти по другому пути. Поддельные паспорта не только наша, но и мировая проблема. Важно работать с людьми. Они должны понимать: ты покупаешь не паспорт вакцинации, а билет в реанимацию, в десятки раз возрастающий риск умереть. Из этого нужно исходить.
- Как вы думаете, сколько поддельных паспортов вакцинации может быть в Казахстане?
- Я не готова брать на себя ответственность и говорить, сколько их в стране. Это очень сложный вопрос, мы ориентируемся на официальные цифры правоохранительных органов. Инструменты контроля есть, но все упирается в человеческий фактор.
Оксана АКУЛОВА, Алматы