2646

Кто рискует, того страхуют

В Казахстане разрабатывают модель страхования профессиональной ответственности медиков. Поможет ли она пациентам?

Кто рискует, того страхуют

27 мая 2020 года президент Казахстана Касым-Жомарт ТОКАЕВ дал поручение разработать и внедрить систему юридической и финансовой защиты медицинских работников. Речь о страховании профессиональной ответственности врачей и среднего медперсонала. В Минздраве уже подступались к этой теме, правда, до сих пор с минимальным выхлопом - дальше обсуждения возможных механизмов страхования дело не доходило.

На этот раз уже есть концепция законопроекта “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам здравоохранения”. Сейчас она находится на согласовании в различных гос­органах и, как нам сказали в Минздраве, осенью должна попасть на обсуждение в мажилис. Подчеркну: мы говорим о концепции, она не утверждена, и в процессе еще могут быть изменения, но основа будущей системы уже есть. Впервые Казахстан так далеко продвинулся в этом вопросе, поэтому интересно посмотреть, каким может быть страхование медиков.

Зачем его внедряют? В первую очередь чтобы защитить врачей. Их у нас не хватает. По официальным данным по состоянию на 1 июля 2021 года, дефицит медицинских работников по стране составил 7376 штатных единиц (из них 3947 - врачи и 3429 - средний медперсонал). Это почти три процента от общего числа медицинских работников, всего их более 262 тысяч. Одни уехали в другие страны (за четыре года Казахстан покинули 4259 медиков), другие ушли из профессии в более спокойные сферы.

Причин несколько, не последняя - их правовая незащищенность. При нынешнем законодательстве каждый врач или медсестра в любой момент могут попасть не только под раздачу недовольных пациентов и их родственников, но еще и под статью. Тот, кто думает, что это хорошо, заблуждается. В зоне обстрела в первую очередь оказываются наи­более квалифицированные врачи - они делают самые сложные операции и занимаются экстренными случаями. Чем серьезнее состояние пациента, тем выше риск осложнений, а значит, разбирательств.

По данным Единого реестра досудебного регулирования, с 2017 по 2020 год в суды по всей стране поступило 50 уголовных дел, где фигурантами были медики. В 43 случаях суд вынес приговор в пользу пациентов с выплатой материальной компенсации, которую возмещали медорганизации либо сами врачи. На сегодняшний день общий размер выплат компенсаций морального и материального ущерба в пользу пострадавших составил свыше 40 миллионов тенге. Чтобы медики не платили из своего кармана, и вводится система страхования. Это хорошо и для пациентов. Сейчас разберемся почему.

- После того как законопроект, о котором мы говорим, примут, в Кодексе о здоровье народа и системе здравоохранения появится требование к медицинской организации об обязательном страховании профессиональной ответственности своих сотрудников, - объясняет управляющий директор Ассоциации финансистов Казахстана Ерлан БУРАБАЕВ, принимавший участие в обсуждении модели страхования. - Хочу подчеркнуть: делать это должна будет именно медицинская организация. В концепции, которую мы рассматривали ранее, речь шла о том, что страховку должны будут оформлять сами медицинские работники. Здесь обычно говорят о зарубежном опыте: в Германии или США профессиональную ответственность страхует сам врач. Но там у него есть лицензия, которой он может лишиться. В Казахстане же лицензируется медицинская организация. И когда пациент приходит на прием, услугу ему предоставляет больница, и она же получает оплату. Эти деньги распределяются между сотрудниками клиники: врачами, средним и младшим медперсоналом. Поэтому - это наша позиция - именно медицинская организация должна страховать всех сотрудников, которые производят какие-либо медицинские манипуляции и, соответственно, могут нанести вред пациенту. Если же частнопрактикующий врач зарегистрирован как ИП и имеет лицензию, то он будет самостоятельно покупать страховку.

- А если врач работает в нескольких клиниках?

- Он будет застрахован в каждой из них. Ведь, повторю, пациент приходит не к врачу, а в медорганизацию. Как это будет происходить? Представитель клиники подает заявку для оформ­ления страховки. В ней он перечислит те услуги, которые она оказывает, количество мед­работников по каждой специализации (хирурги, гинекологи, офтальмологи, анестезиологи, медсестры и т. д). По каждой специализации будет определена степень риска: очевидно, что у участкового врача-терапевта гораздо меньше шансов причинить вред пациенту, чем у хирурга или анестезиолога. Чем выше степень риска, тем дороже страховка - по каждой из них утвердят тариф. Будет учитываться и профиль мед­организации: одно дело - районная поликлиника и совсем другое - многопрофильная больница с отделением экстренной хирургии. Общая страховая премия, которую будут платить медорганизации, должна складываться из всех видов рисков, количества медперсонала и услуг, какие они оказывают.

- Тарифы уже определены?

- Есть расчеты по каждой специальности, летом их презентовали Минздраву. Но пока они не утверждены, я не могу их называть.

- Медорганизация будет выделять деньги на страховку из собственных средств?

- Да, в тарифах ГОБМП (гарантированный объем бесплатной медицинской помощи. - О. А.) и ОСМС (обязательное социальное медстрахование. - О. А.) будут заложены расходы на оплату страхования.

- Страховать своих сотрудников должны будут все клиники, в том числе и частные, верно?

- Верно.

- Но ведь не все частные клиники оказывают услуги в рамках ГОБМП и ОСМС. Есть те, кто считает, что работать с государством невыгодно. Они должны будут платить за страховку из собственных средств?

- Да, есть такие клиники, и их немало. Но им придется платить. Система страхования должна распространяться на всех, иначе в ней нет смысла. Таким клиникам нужно будет либо заключать договор с Фондом медстрахования, либо самостоятельно искать деньги на страхование своих врачей.

- Каким образом будет происходить возмещение вреда, причиненного пациентам? Уже проработан возможный механизм?

- Как я уже сказал, страхователем будет медицинская организация. Любая претензия от пациента в первую очередь будет поступать туда. В клинике проведут внут­реннее расследование, после этого данные передадут независимым экспертам. Они определят, что да, действительно, имеются признаки наступления ответственности, либо, наоборот, сделают вывод, что в указанных последствиях вины врачей нет. После этого информация попадает к страховщикам. Они тоже будут ее перепроверять, ведь деньги выплачивать им. Если есть подозрение на мошенничество либо необоснованность выводов, то в выплате могут отказать. Тогда пациент имеет право обратиться в суд, который вынесет решение: выплатить или нет. Самое важное - понять, была ли вина медика в том, что ухудшилось здоровье пациента, или нет, и, соответственно, страховой ли это случай.

Будут установлены определенные страховые суммы в зависимости от тяжести ущерба, нанесенного человеку. Здесь важно соблюдать баланс: если выплаты пациентам не фиксировать, страховка будет стоить очень дорого - ее не захотят оформлять клиники, да и никто из страховщиков не станет этим заниматься. Должны быть определены цифры, на которые все смогут ориентироваться.

- Пока складывается невыгодная для пациента картина, хотя страхование внедряется в том числе, чтобы защитить и его интересы. Очень важно, чтобы экс­перты, которые будут давать окончательную оценку каждому случаю, были не только профессиональными, но еще и по-настоящему независимыми. И с тем и с другим у нас большие проблемы. Страховая компания тоже не очень-то захочет расставаться с деньгами. Как бы не получилось, что всем подряд будут отказывать в выплатах.

- Независимая экспертиза не связана с той или иной клиникой или Минздравом, хотя и находится в системе здравоохранения. И потом, как правило, суды встают на сторону пациентов. Я понимаю, что вы можете привести противоположные примеры, но мы должны с чего-то начинать. Пусть не сразу, но институт независимых экспертов будет усиливаться, доверие к нему возрастет.

- Страховать медиков будут те компании, которые уже работают на рынке, или придется создавать какую-то специальную?

- Мы считаем, что заняться этим могут страховщики, которые уже работают на рынке. Но хотим, чтобы они стали участниками страхового пула - объединились на паритетных условиях и разделили между собой риски. При таком подходе компания будет страховать всех, кто к ней придет, не думая: вот в этой клинике есть экстренная хирургия, лучше с ней не связываться. Это исключит вероятность селекции.

- Страхование - это статистика: вы будете видеть клиники и врачей, на которых чаще других поступают жалобы. Вы будете обращать внимание Минздрава или других уполномоченных органов на такие факты?

- Обязательно. Мы будем настаивать на том, чтобы страховая компания получала все материалы по каждой претензии пациентов, фиксировать эту информацию, проводить анализ. И если увидим, что есть врач, на которого регулярно поступают претензии, будем говорить с его руководством. Оно должно принять меры, чтобы повысить его квалификацию. Если у клиники будет много страховых случаев, то ей повысят тариф - она в любом случае должна быть заинтересована в том, чтобы их было как можно меньше.

Оксана АКУЛОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть