3068

Мотивация пропала...

Как коронавирус переплюнул сразу два отечественных министерства

Мотивация пропала...

Система обязательного социального медицинского страхования (ОСМС) заработала в Казахстане 1 января 2020 года. Правда, еще три месяца - до 1 апреля - все граждане считались условно застрахованными и могли получить весь пакет мед­услуг независимо от того, поступают от них взносы в фонд или нет. Позже эту дату передвинули на 1 июля, и вот уже почти год казахстанцы делятся на застрахованных - они в фонд платят и могут (по крайней мере, в теории) получить медпомощь, которая входит в гарантированный и страховой пакет услуг, и незастрахованных. Эти люди в ОСМС взносы не делают и рассчитывать могут только на экстренную и первичную помощь.

Поговорить я предлагаю о вторых - армии таксистов, фермеров, нянь, репетиторов, мастеров маникюра и педикюра. В общем, обо всех, кто работает, но не зарегистрирован как индивидуальный предприниматель и не делает налоговых, пенсионных отчислений, а теперь и за медицинское страхование, о так называемых самозанятых, которых уже несколько лет государство пытается вовлечь в экономику, вывести из тени на обозрение фискалов и иже с ними. Правда, пока не так результативно, как это выглядит в отчетах.

По данным Министерства труда и социальной защиты, численность занятого населения в 2019 году составляла 8,7 миллиона человек, это 66 процентов граждан в возрасте 15 лет и старше. Среди них количество самозанятых - 2,1 миллиона. Активные разговоры об их идентификации шли параллельно с подготовкой к внедрению ОСМС. Не только сложно, но и невыгодно не замечать больше двух миллионов человек, которые точно есть, но при этом в базах госорганов их как бы нет. Практически каждый из этих людей - это неуплаченные налоги и взносы в фонды, обязательного медстрахования в том числе.

- Во исполнение поручения главы государства министерством совместно с центральными гос­органами и местными исполнительными органами реализуется “Дорожная карта на 2018-2019 годы” по формализации и вовлечению неформально занятого населения в экономику страны и систему обязательного социального медицинского страхования. Задача по актуализации статуса граждан обусловлена необходимостью подготовки к внедрению обязательного социального медицинского страхования, защите их социальных прав и гарантий через участие в социальном и пенсионном обеспечении, - в 2018 году отчитывалась бывшая на тот момент министром труда и социальной защиты населения Мадина АБЫЛКАСЫМОВА.

Тогда же появился и единый совокупный платеж (ЕСП), как говорили, “для упрощения регистрации и легализации деятельности неформально занятого населения”. Это взносы сразу в пенсионку, ОСМС и Государственный фонд социального страхования (ГФСС). А еще акция “Заключи трудовой договор”, анкета для самозанятых, “на основании которой гражданину присваивается социальный статус, выбирается отрасль занятости, затем выполняется дальнейшая актуализация в базах госорганов”, “горячая линия” для работников. При такой-то бурной деятельности был ли у самозанятых хоть малейший шанс остаться в тени?

В ответ на наш запрос сотрудники Минтруда сообщили, что в 2020 году “была продолжена работа по актуализации статусов граждан в информационных базах государственных органов”. И подчеркнули: в начале 2018-го лица без статуса в Казахстане составляли 2 707 600, а по состоянию на конец 2020-го “в результате подворового обхода в базах данных идентифицированы 96 процентов, или 2 593 700 человек”. Ну вот же, об этом и говорю: раньше знали, что самозанятые есть, но не ведали, что они творят, то бишь чем именно занимаются. А теперь 2,5 миллиона человек как на ладони.

Нам даже предоставили информацию о том, чем занимались еще пару лет назад невидимые для экономики люди. Больше миллиона - наемные работники, за которых работодатели начали отчислять пенсионные взносы, почти 450 тысяч - лица, оплатившие ЕСП, 292 тысячи домохозяек, которые актуализировались (чуть позже объясню, почему для нас эта цифра также важна). И на порядок меньше - получатели АСП, предприниматели, которые встали на учет, люди, зарегистрированные в качестве безработных. В том же ответе Минтруда подчеркивает: “Остаток лиц с неактуализированным статусом - 114 тысяч”. По сравнению с миллионами трехлетней давности - ерунда.

А теперь к цифрам, которые в разное время представлял Фонд социального медицинского страхования (ФСМС). По официальной информации, в ноябре 2019 года 12 процентов населения, или 1,7 миллиона человек, не имели статуса в системе ОСМС. На момент начала работы фонда незастрахованными считались 2,6 миллиона казахстанцев. Не правда ли, удивительная схожесть с количеством самозанятых, но теперь уже с актуализированным статусом? К 1 июля 2020 года их количество выросло до 3,4 миллиона - 18 процентов населения, а в марте 2021-го составляло около 3 миллионов человек, примерно 15 процентов жителей страны. Хотя в тот период, когда

Минтруда усиленно определяло статус самозанятых граждан, Минздрав обещал, что на начальном этапе работы фонда застрахованными будут считаться 95 процентов населения. Думали же, что актуализация статуса равна оплате ЕСП. Но задачка оказалась заковыристее.

По данным НАО “Государственная корпорация “Правительство для граждан”, в январе 2020 года в Казахстане было всего 39 762 плательщика ЕСП, в феврале - 45 998, в марте - 52 514, а в апреле (внимание - та-та-тадам!) - 2 052 115.

Нет, я не ошиблась, действительно в 40 раз больше. Весеннее обострение сознательности? Коронавирусное чудо? Нет, те самые 42 500 тенге! Именно в апреле 2020 года казахстанцам, которые из-за тотального локдауна в стране остались без работы, начали выплачивать пособие от государства. Самозанятым для этого нужно было хотя бы один раз совершить ЕСП, что они и сделали.

Оцените, как показатели менялись в регионах (для примера укажу только первую пятерку). Алматинская область: 6418 плательщиков ЕСП в марте - 352 040 в апреле, Туркестанская область: 4916 - 343 903 человек соответственно, Жамбылская область: 4246 - 168 823, Алматы: 4983 - 159 393, Шымкент: 848 - 139 355.

Но уже в мае большинство снова забыли или забили на эти платежи: еэспэшников официально было только 224 324, в июне и того меньше - 83 027, в июле снова всплеск (тогда второй раз выплачивали 42 500 тенге) - 333 053. Далее по нисходящей: 198 023 человек в августе и лишь 110 123 в декабре.

Хотя апрель 2020-го показал, сколько еэспэшников должно быть на самом деле, по данным на февраль 2021 года их количество равнялось всего 122 283. По большей части остальные - это и есть те люди, которые числятся в системе ОСМС как незастрахованные. Плюс 43 833 - самоплательщики. Это, к примеру, те самые домохозяйки, которые не имеют дохода, но хотели бы хоть что-то отчислять на пенсию и иметь полный доступ к медуслугам. Как видите, цифра далека от 292 тысяч домохозяек, про актуализацию которых нам рассказали в Минтруда.

Да, статус-то определили, но с тем, чтобы реально вовлечь этих людей в экономику, видимо, как-то не заладилось. Не помогли ни “дорожные карты” и акции от Минтруда, ни разделение казахстанцев на застрахованных и незастрахованных в системе ОСМС. Самым эффективным менеджером, который за пару недель заставил оплатить ЕСП больше двух миллионов человек, ни до, ни после подобного не делавших, оказался... коронавирус. Год прошел, но ничего не изменилось.

Оксана АКУЛОВА, фото с сайта almaty.tv, Алматы

Поделиться
Класснуть