Кому надбавки?
В Казахстане провели социологический опрос, касающийся выплат врачам, работающим с коронавирусными больными. Результаты удивили даже авторов исследования.
В опросе приняли участие 4715 специалистов в сфере здравоохранения. Большинство - сотрудники службы скорой помощи, врачи и медсестры, работающие в государственных, частных клиниках и стационарах во всех регионах Казахстана. Авторы исследования выбрали формат анонимного опроса, который распространяли через соцсети и медицинские группы в мессенджерах.
Организаторы опроса сознательно не привлекали госорганы, чтобы исключить влияние административного ресурса, сохранить независимость и объективность. Респондентам предлагали ответить на несколько вопросов, касающихся их профессиональной деятельности. А еще просили прокомментировать ситуацию с выплатой надбавок за взаимодействие с коронавирусными больными, а также ситуацию с компенсациями заразившимся ковидом на рабочем месте.
В итоге эксперты сделали такие выводы. 78 процентов медиков, участвовавших в опросе, работали с пациентами, заболевшими коронавирусом. Лишь 37 процентов медицинских работников подтвердили, что получали надбавки и социальные выплаты, но только 12 процентов из них получают их еще и ежемесячно. Половина опрошенных переболели COVID-19 и связывают фактор заражения со своей трудовой деятельностью, но 90 процентов не получили единовременную компенсацию от государства. Сложнее всего добиться ее выплаты работникам поликлиник и стационаров. 85 процентам респондентов известны факты, когда их коллеги или знакомые (также медицинские работники), заразившись COVID-19, так и не смогли получить компенсацию.
“Удельный вес медицинских работников, получивших поддержку от государства, незначителен даже среди тех, кто отметил, что непосредственно взаимодействовал с COVID-19 положительными пациентами, - говорится в исследовании. - Каждый второй опрошенный, работавший с такими пациентами, не получил никаких мер материального поощрения. В то же время 11 процентов респондентов, не участвовавших в оказании помощи пациентам с ковидом, получили надбавку и поощрение в рамках мер правительства. 2 процента из них имеют ежемесячную надбавку”.
Аналитик в области финансирования здравоохранения Марат МАМАЕВ был одним из тех, кто работал над опросом. Он не скрывает, что поводом стали истории недовольных невыплатой надбавок и компенсаций заразившихся врачей.
- Это единичные случаи или массовое явление? Оно характерно для всего Казахстана или только для отдельных регионов? Вот что мы хотели выяснить, когда задумали провести такое исследование, - рассказывает Мамаев. - Я понял, насколько это больная тема для медиков, когда увидел, как много людей откликнулись на нашу просьбу поучаствовать в опросе. Рассчитывал, что их будет хотя бы тысяча человек, и то хорошо. А в итоге респондентов почти пять тысяч. Это репрезентативная выборка, которую можно распространить на всю популяцию медицинских работников.
- У вас изначально были какие-то ожидания? Все оказалось хуже или лучше, чем вы думали?
- Я, конечно, понимал, что есть проблемы, но не думал, что такие. Хотя сразу предупреждал, что не имею никакого отношения к Минздраву и любым другим госорганам, люди скидывали мне документы, обращения от целых коллективов, рассказывали о своих неудачных попытках добиться выплаты компенсаций. Проблема есть. А значит, нужно проводить полноценный анализ и пытаться ее решить. Результаты опроса должны стать отправной точкой для внимательного разбора ситуации Минздравом. Хватит делать вид, что все хорошо, и продолжать игнорировать медиков.
- Что вы намерены делать?
- У нас есть ряд предложений к Министерству здравоохранения, которые, мы считаем, могли бы быть полезны всем. Что мы имеем сейчас? Был принят подход: дадим выплаты и компенсации тем, кто участвовал в борьбе с ковидом. Но пока в здравоохранении не до конца внедрена система информатизации, и в ней периодически происходят сбои, мы не можем на сто процентов знать, кто участвовал, а кто не участвовал в борьбе с ковидом. В этом решении всегда будет большая доля субъективизма.
Нужно учитывать и такой фактор: одна из проблем нашей медицины - инфраструктура и насыщение ее технологиями. Многое делается руками, а значит, практически в любом процессе в сфере здравоохранения задействована масса людей, и нельзя кого-то выделить. Но власти пошли именно по такому пути. Это привело к излишней бюрократизации, многие медицинские работники остались за бортом. А теперь давайте вместе подумаем, как это повлияло на психологическое и социальное самочувствие врачей. При разного рода ЧС, угрозах нужно делать все, чтобы сплотить медицинских работников, а тот подход, о котором мы говорим, напротив, разобщил их. Представьте, сидят в кабинете два врача: один получил компенсацию, второй - нет, а работали оба одинаково. И такое происходило сплошь и рядом.
- Платить всем? Где в таком случае взять деньги?
- Если мы говорим о компенсациях заболевшим коронавирусом, то да, всем. Пусть не два миллиона, а меньшую сумму, но всем. Помните, как один из вице-министров (Ерлан КИЯСОВ, по совместительству главный санитарный врач. - О. А.) говорил, что компенсации в какой-то степени стимулируют заражение врачей? Руководство клиник недостаточно хорошо следит за соблюдением санитарных норм. В чем-то он прав. Но отменяя такие выплаты, стали говорить об ужесточении контроля. Куда еще дальше гайки закручивать? Резьба сорвется!
- Некоторые считают, что врачи специально заражались коронавирусом, чтобы получить компенсацию. Вы как к таким разговорам относитесь?
- Врач прекрасно знает о рисках. Он живет в больнице, видит, как люди лежат на аппарате ИВЛ, как умирают. Если в таком случае врачи решаются на такой шаг - тогда это жутко! Ради двух миллионов тенге класть голову на гильотину, надеясь, что его пронесет. Давайте думать, почему это происходит. Все это опять же упирается в финансы. Сейчас активно обсуждается вопрос повышения заработной платы медикам. Я всячески это приветствую, но важно, чтобы этот процесс был прозрачным. Если мы решим этот вопрос, не нужно будет играть с надбавками.
Хороший доход отменит необходимость каких-то дополнительных поощрений. А чтобы выплачивать компенсации заразившимся и умершим от ковида медикам, нужно вырабатывать страховые механизмы. Создать для этого совместную коалицию Министерства здравоохранения, Национального банка и страховых компаний. Медик устраивается на работу - его автоматически страхуют.
Для начала такой подход можно применить именно для рискующих заразиться коронавирусом, а потом расширять группы опасных заболеваний. Взносы поступают в страховые компании. Их будут делать медорганизации за счет средств, предусмотренных в тарифах на медицинскую помощь (их устанавливает Минздрав). Это цивилизованное решение, его можно внедрить. Но прежде нужно признать и исследовать проблему.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы