Елжан БИРТАНОВ: Создаётся впечатление, что все против…
Министр здравоохранения высказался по поводу споров вокруг вакцинации и донорства
Главный врач страны Елжан БИРТАНОВ в минувшую субботу общался с журналистами в Алматы. Встреча была посвящена внедрению обязательного социального медицинского страхования (ОСМС) и анонсировалась как “уникальное пресс-мероприятие без галстуков, без микрофонов, без пресс-релизов” с руководителями СМИ, блогерами и лидерами общественного мнения. Но, как бывает в таких случаях, разговор вышел за рамки объявленной темы.
Сразу замечу, что это не последняя подобная встреча. Уже после официальной части моя коллега спросила министра, правда ли, что на популяризацию ОСМС потратят 700 млн тенге. Оказалось, что да.
- Мы тратим деньги на продвижение реформы, и я считаю, что нужно это делать, - не стал юлить Биртанов. - При всем желании у меня нет профессиональных знаний о том, как снимать ролики, готовить буклеты или проводить соцопросы.
Организаторы очень старались подчеркнуть важность каждого, кто принял участие во встрече с министром (она прошла в КазНМУ им. Асфендиярова), даже назвали ее “интимной” и попросили не делать “прямых эфиров” в соцсетях - сначала проанализировать информацию, понять ее важность, а уж потом делиться услышанным с народом. Я, пожалуй, последую этому ценному совету и не буду подробно описывать ту часть встречи, на которой министр говорил о медстраховании. Действительно, лучше уж мы сами все проверим и уже затем расскажем об этом читателям. Приведу на этот счет лишь одну цитату министра, который действительно был без галстука, хотя и говорил в микрофон:
- Наша задача - проводить системные реформы. Да, они болезненные, но они нужны нам для дальнейшего решения каждодневных проблем, связанных с качеством медуслуг, их доступностью. Нам говорят: “Решите все эти проблемы, а потом проводите реформы!” Но невозможно сделать это без системных изменений! Мы начали эту реформу (внедрение ОСМС. - О. А.) и уже видим положительные примеры. Да, есть негативные моменты, и о них мы тоже говорим. Но сами судите: две тысячи поставщиков медуслуг (большая часть из них - частники), страновые расходы на здравоохранение выросли на 50 процентов. Это позволит расширить пакеты услуг, сократить очереди. Я отдаю себе отчет в том, что нам еще очень далеко до того золотого стандарта, которого мы хотим достичь, но мы идем к нему.
Больше всего времени и внимания министр посвятил проекту нового Кодекса о здоровье народа и системе здравоохранения, который сейчас находится на рассмотрении в парламенте, и цифровизации системы здравоохранения. То есть темам, вокруг которых чаще всего в последние пару месяцев возникают жаркие дискуссии.
О цифровизации
- Цифровизацию много критиковали, но сегодня (хотите - верьте, хотите - нет) каждая медуслуга, каждое выданное лекарство фиксируется в электронных базах данных. Мы можем проверять их и удостовериться, а были ли они оказаны на самом деле. У нас был случай, когда человек (житель Алматы или Нур-Султана, не помню точно) увидел в паспорте информацию о том, что его якобы пролечили в Актобе.
Это важно знать. Не скрою, сегодня не только в Казахстане, но и во всем мире 7-8 процентов бюджета здравоохранения - это приписки. Если за все это платить, никакого фонда не хватит! Все нужно контролировать. Мы дали людям доступ к электронным паспортам. Мы не говорили и не претендовали на то, что они работают, а заявляли о том, что ввели их (это прозвучало довольно неожиданно: как раз таки было полное ощущение, что Минздрав заявлял, что паспорта заработали, но потом, как водится, что-то пошло не так. - О. А.). Ждем (разрешения. - О. А.) ввести их в промышленную эксплуатацию, которое должен дать государственный технический центр. Надеемся, что уже к концу первого квартала информация в электронные паспорта будет поступать ежедневно.
Говорят: “В аулах нет интернета”. Но, извините, у нас есть аулы, в которых дорог нет! Это же не значит, что не нужно ничего делать. Хочу сказать: все поставщики медуслуг подключены к интернету, на уровне районов у всех есть доступ к системе и базе данных застрахованных.
О донорстве
- Проблема донорства, вакцинации, наказания за врачебные ошибки - одинаково уязвимые темы для разговоров в любой стране. На самом деле эта дискуссия затрагивает лишь небольшую часть населения, тех, кто пострадал, например, от вакцинации. Но обсуждается эта тема очень бурно. В результате создается впечатление, что все против вакцинации, трансплантации. Это приводит к росту недоверия к системе в целом и врачам в частности. За этим шумом мы не видим той работы, которая ведется, не замечаем позитива. Что касается Кодекса (о здоровье народа и системе здравоохранения. - О. А.), я считаю, это нормально, что его так активно обсуждают. Но решение принимать нужно, и оно должно быть взвешенным и сбалансированным - кодекс нам нужен в этом году.
По донорству. Сейчас в стране действует презумпция согласия, то есть каждый гражданин в случае смерти может стать донором. Не надо смешивать коррупционные случаи, связанные с родственной трансплантацией, и посмертное донорство. Да, были скандалы (речь об аресте двух врачей-трансплантологов в Нур-Султане и Шымкенте. - О. А.). В Израиле сейчас проблема с донорством - лист ожидания очень большой. Нашли (жители Израиля. - О. А.) здесь человека, привезли больного в Казахстан. Но в этом не было принуждения. Сделали пересадку органа, это тоже не запрещено законом. Сейчас речь идет о продаже почки, и у следствия есть подозрение, что врачи знали об этом. В итоге мы создали так называемое дело врачей о торговле органами. Я не знаю итогов следствия, но врачей в данном случае наказали (они отстранены от работы и находятся под следствием. - О. А.).
Но почему же это отражается на всей трансплантологии? Мы освоили сложнейшие операции, их количество росло, они соответствовали всем международным стандартам! Но потом все рухнуло, потому что врачи боятся делать операции из-за неясности, которая была в законодательстве.
Я призываю всех: если вы не хотите быть донором после смерти - идите и откажитесь. Скоро в ЦОНе заработает госуслуга, благодаря которой можно будет это сделать. Идите и зафиксируйте это. Но все равно родственники смогут отказать в трансплантации органов своего близкого, если будут знать, что человек не принял решения на этот счет при жизни.
О вакцинации
- Невакцинированная прослойка населения растет - мы подвергаем опасности детей, которые по разным причинам не могут быть вакцинированы. Из-за дискуссий антипрививочников страдает основная масса людей. Да, мы признаем, что есть вопросы. Решили более четко прописать противопоказания, разработали дополнительные программы для врачей, цифровые технологии учета всех вакцин. Но мы не должны из-за бурных дискуссий терять способность принимать решения для защиты общества от болезней! Принимать решение и нам, и депутатам. И я уверен, что мы найдем формулировки, которые устроят большинство.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы