4158

Страховочный эффект

Карагандинцы первыми опробуют на себе прелести новой системы медстрахования

Страховочный эффект
Фото с сайта newtimes.kz

С первых дней наступившей осени Караганда превратилась в испытательный полигон: здесь раньше всех в стране запустили систему обязательного социального медицинского страхования (ОСМС). Это означает, что карагандинцы первыми прочувствуют на себе все возможные плюсы и минусы медобслуживания по новым стандартам. Накануне апробации проекта министр здравоохранения Елжан БИРТАНОВ в свободном формате пообщался с местными журналистами, стараясь через представителей СМИ убедить общественность, что больно не будет.


Почему главный медик страны выбрал для обкатки нововведения именно шахтерский край? Этот регион оказался наиболее готовым к пилоту.

- Я специально ранее приезжал в Карагандинскую область, изучал обстановку. Здесь очень сильная школа медицины, исторически так сложилось. И очень многие вещи руководством местного обл­здрава уже прорабатывались. Тут хорошие потенциал и инфраструктура, открываются новые медицинские объекты, развита цифровизация. И, что немаловажно, имеются политическая поддержка и понимание со стороны акима Карагандинской области Ерлана КОШАНОВА. К сожалению, не всегда и не везде это есть, - пояснил Елжан Биртанов. - Некоторые региональные исполнительные органы не понимают, что Минздрав им не враг. Делают что-то по-своему, и приходится им объяснять, что реформу нужно исполнять централизованно через нас и одинаково везде.

В первую очередь министр обратил внимание на то, что многие люди заблуждаются: мол, уже платим за медстрахование, но ничего пока не получаем. Сейчас, пояснил он, средства в Фонд обязательного медстрахования (ФСМС) идут от работодателей, которым, в свою очередь, снизили социальный налог. Отчисления с работающих казахстанцев начнутся только с нового года. Но уже накопленные деньги с января позволят расширить для населения спектр бесплатных медуслуг.

- В следующем году Фонд медстрахования сможет накопить и потратить примерно 600 млрд тенге. Для сравнения: сегодня мы тратим 900 млрд. В совокупности в скором будущем сфера здравоохранения будет располагать 1,5 трлн тенге. Это не может не дать эффект. Даст! И на объем услуг, и на их качество, и на зарплату медперсоналу, - уверен Елжан Биртанов.

Министр отметил, что размер отчислений работающего населения в ФСМС постепенно будет расти и к 2023 году составит 2 процента от оклада работника. Еще 3 процента будет вносить предприятие, на котором он трудится. При этом обладателям высоких зарплат особо беспокоиться не стоит, поскольку разработчики проекта предусмотрели предельный потолок в 4200 тенге.

- Не нужно думать, что это какая-то совершенно новая модель. Просто теперь тот же объем гарантированной государством бесплатной медпомощи будет подразделяться на два вида: один, как и положено по Конституции, будет применяться ко всем пациентам за счет бюджетных средств (речь идет об экстренной или первоочередной медпомощи. - Ред.), а второй пакет - только для застрахованных. Ожидаем, что таких людей в нашей стране будет 90 процентов, - сообщил министр здравоохранения.

Елжан Амантаевич был предельно откровенен: суть новой системы заключается в том, что молодые и здоровые работающие казахстанцы будут платить за лечение пожилых людей и детей - именно они чаще всего болеют, нуждаются в лекарствах и помощи докторов.

- Но не нужно считать их иждивенцами. Всего у нас 15 категорий граждан, которые освобождены от обязательных взносов, включая беременных, заключенных и представителей социально уязвимых слоев населения. За них часть расходов будет покрывать государство. Зато когда настанет момент и работающий человек заболеет чем-то серьезным, он сможет пройти дорогостоящее лечение бесплатно. В противном же случае ему придется нести большие расходы, - подчеркнул глава Минздрава.

Из-за того, что стоимость мед­услуг растет очень быстро, не исключено, что денег фонда на лечение всех больных не будет хватать. Однако у чиновников от здравоохранения есть идея, как еще можно увеличить объем финансовых поступлений: путем возможного введения к 2025 году дополнительных акцизов на алкоголь и табачные изделия.

- И на что же конкретно в первую очередь будут тратиться столь огромные денежные средства из фонда? На современное оборудование, лекарства? Что мы увидим к 2025 году? Уровень медицины, к примеру, Южной Кореи? - поинтересовался наш корреспондент у министра.

- Южная Корея начала внедрять ОСМС в конце 70-х годов прошлого века, и только через пару десятков лет они стали известными в медицинском мире. Развитие медстрахования не быстрый процесс. И он не предусматривает закупку оборудования. Мы будем расходовать деньги на оказание консультационно-диагностических услуг, увеличение штата узких специалистов, реабилитацию и расширение перечня бесплатных лекарств. Еще совсем недавно у нас не было средств для реабилитации больных. Люди сами искали, где им восстанавливаться, и тратили на это свои деньги. А сегодня у вас в Караганде, например, открылись реабилитационные центры для пациентов, перенесших сердечно-сосудистые и ортопедические заболевания. Мы их с радостью теперь отправляем туда совершенно бесплатно. Что касается консультаций у специалистов, сейчас реальность такова, что у поликлиник условно есть деньги на прием трех пациентов, а мы им добавим, чтобы они могли принять десять человек. Из-за этого решится проблема очередей, - полагает Елжан Биртанов.

По его словам, в ближайшие годы будет решен вопрос и с нехваткой кадров в моногородах и селах. Семь лет назад был принят закон, который обязывает выпускников медвузов ехать на отработку в глубинку, и начиная с этого года первые специалисты уже отправились в места, где они наиболее востребованы.

Во время встречи с министром здравоохранения журналисты затронули и момент пациентской хитрости. Допустим, человека отправляют на платную плановую операцию, а он, не желая тратить деньги, игнорирует просьбы врачей. Дожидается обострения заболевания - и получает объем бесплатной экстренной помощи.

- Действительно, могут возникнуть такие моменты, - согласился Елжан Амантаевич. - Возьмем Сингапур для примера. Там, если больной ослушался рекомендаций медиков и не пришел вовремя на операцию, его потом очень жестко заставляют оплачивать ее. А у наших людей менталитет, конечно, другой. Но мы будем поэтапно в этом направлении двигаться. В ближайшее время попытаемся юридически закрепить ответственность человека за свое здоровье. Не так, что, мол, мое здоровье - что хочу, то и делаю с ним! На самом деле его здоровье отражается на общественных расходах. Ведь запущенное заболевание обходится бюджету гораздо дороже, чем его лечение на начальной стадии. Начать хотим с вакцинации и проф­осмотров. Если люди будут отказываться - планируем их штрафовать. Но это будет вводиться не сразу и не резко.

Напоследок наш корреспондент узнал, что, несмотря на запуск пилотного проекта в Караганде, цифровая его составляющая работает еще не вполне гладко. И выяснить свой статус через сайты фонда и электронного правительства получается далеко не всегда.

- Для того пилот и вводится, чтобы выявить все недоработки. Сейчас цифровые системы не очень хорошо работают. Это технически непросто. Наши айтишники круглосуточно работают, чтобы до 1 октября интегрировать все системы и расширить функционал, - пояснил Елжан Биртанов. - Проблемы есть еще и в том, что некоторых людей нет в списках прикрепленных к поликлиникам, а в других базах данных они значатся - 700 тысяч таких. Кто-то из них куда-то выехал, есть умершие. Сверки сейчас проводим. Я сам неожиданно выяснил, что числюсь в Жамбылской области, хотя выехал оттуда еще в 1980 году. Не знаю, как так получилось!

- А есть и специальные приписки. К сожалению, некоторые врачи фиктивные заявления пишут от имени людей и прикрепляют их к своим медучреждениям, чтобы получить финансирование, - продолжил министр. - Но благодаря цифровым технологиям и обратной связи с нашими гражданами такие вещи происходят все реже и реже. К тому же мы штрафы жуткие за подобные действия ввели.

Пару лет назад, кстати, после жалоб пациентов на нехватку лекарств обнаружили в системе списанные препараты на 4 млрд тенге! А на самом деле они либо лежали на складах, либо выводились через частников и продавались в соседних странах по бросовым ценам. В том числе и противоопухолевые препараты. Прокуратура этими фактами занималась. Проблема серьезная, но именно благодаря цифровизации мы увидели все это. Сейчас мы подобные нарушения до минимума сократили, подвел черту под неформальной беседой глава Минздрава.

В заключение отметим: карагандинцам не стоит паниковать из-за апробирования проекта медстрахования. До нового года каждого жителя региона медики будут считать потенциально застрахованным, чтобы посмотреть, как будет работать новая система.

Ирина МОСКОВКА, фото автора и с сайта youtube.com, Караганда

Поделиться
Класснуть