2127

Цифровой рывок Казахстана: амбиции против рисков

В новом послании президента страны Касым-Жомарта ТОКАЕВА народу цифровая трансформация и искусственный интеллект определены драйверами экономики. Цель - "в будущее через технологии".

Цифровой рывок Казахстана: амбиции против рисков

Правда, на этом пути есть препятствия и риски, которые копились десятилетиями, годами проблемы не решались, и их нужно сегодня учитывать, чтобы не увязнуть, а в идеале, конечно же, преодолеть эти преграды.

Что может вызвать затруднения?

Начнем именно с этого вопроса.

В экономике доля обрабатывающей промышленности за двадцатилетний курс диверсификации не превышает 12,4 процента ВВП (для сравнения этот показатель в России 15 процентов, Беларуси - 20, Болгарии - 21,3, Чехии - 26,4, Ирландии - 32,7 процента). Инфраструктурное отставание существенно сдерживает транзитный потенциал страны и снижает конкурентоспособность экспорта, доля контейнерных перевозок вдвое ниже мировых значений (16 процентов). Об изношенности коммунальных сетей и говорить не приходится. А высокая инфляция в 12,2 процента съедает доходы населения и снижает эффективность экономического роста.

В социальной сфере отсутствие должного регулирования внутренней миграции усилило перенаселение столицы и ряда областных центров. Система подготовки специалистов не ориентирована на запросы рынка труда, тысячи выпускников вузов не работают по специальности. Наличие широкой системы льгот повлияло на рост иждивенчества и зависимость граждан от господдержки.

Теперь перейдем к главным, на мой взгляд, моментам президентского послания.

Что есть главное в послании?

Первое. Обоснованность наличия в Казахстане двухпалатного парламента обсуждается не одно десятилетие. Есть как сторонники, так и противники однопалатного законодательного органа. Аргументы их всем известны. Однако отметим, что конституционная реформа 2022 года подтвердила двухпалатную структуру, усилив роль парламента в целом, и направлена была на перераспределение полномочий между институтами, а не на ликвидацию одного из них. Тем более ни одна политическая партия, представленная в мажилисе, во время референдума не выдвигала переход к однопалатному парламенту как свой ключевой программный тезис.

В этой связи надо ответить на вопрос: что важнее - политические реформы или ускоренное социально-экономическое развитие? Полагаю, что стабильная экономика есть основа для будущих политических преобразований. Успешное решение инфляционной проблемы придаст легитимность любым нововведениям в глазах общества. Масштабная конституционная реформа, если провести ее именно сегодня, на мой взгляд, несет риски для инвестиционного климата и экономики в целом.

Второе. Создание Министерства искусственного интеллекта и цифрового развития - это шаг в сторону мировых технологических трендов. Однако это решение также ставит немало вопросов. В первую очередь надо понять: ИИ - это отрасль экономики? вписывается ли он в классическую систему госуправления? Ответы на эти вопросы неоднозначны.

С одной стороны, ИИ - это инструмент, набор технологий и алгоритмов, который обрабатывает и анализирует большие массивы данных, автоматизирует рутинные услуги. Поэтому ИИ не может быть элементом системы госуправления, так как она построена по отраслевому принципу.

С другой стороны, на мой взгляд, ИИ - это отраслевой ускоритель развития всех секторов экономики. Поэтому он стратегическая отрасль (как Минздрав, Минтранс, структуры, обеспечивающие логистику, и так далее). При этом задача нового министерства, полагаю, не должна состоять в подмене других ведомств, а быть центром разработки стандартов, инициирования законов и координации повсеместного внедрения ИИ.

Третье. Переименование прокурорского комитета по возврату незаконных активов в комитет по защите инвестиций имеет логическое обоснование. Политика в отношении владельцев незаконных активов - это часть прагматичной стратегии на привлечение крупных инвестиций для модернизации экономики в эпоху ИИ. Поэтому возврат ранее выведенных 850 млрд тенге и процесс по рассмотрению возврата порядка 1,2 трлн тенге необходимо воспринимать не только в контексте борьбы с коррупцией, но и как дополнительный стартовый капитал для развития.

Логика очевидна. Вернуть все украденное невозможно. Но лучше вернуть хотя бы часть и пустить ее на развитие экономики, чем бесконечно судиться без результата. Государство меняет парадигму от наказания к привлечению, а роль карателя - на партнера и защитника для создания благоприятного инвестклимата.

Четвертое. Заявления президента о многочисленных социальных льготах вызвали бурную реакцию, стали одним из самых дискуссионных и эмоционально заряженных моментов послания, вызвав беспокойство у уязвимых групп населения. Да, система помощи иногда стимулирует иждивенчество. Но простое сокращение выплат без создания рабочих мест увеличит бедность и недовольство. Например, в 2024 году уровень бедности составлял 8 процентов, в регионах - 15-20 процентов, а это порядка миллиона казахстанцев. В условиях цифровой трансформации (ЦТ) и ИИ этот показатель увеличится в разы.

В этой связи, считаю, профильные госорганы часто манипулируют статистикой. Например, утверждение, что "льготы для неполных семей привели к росту разводов" не подтверждается статданными.

Таким образом, реформа против иждивенчества должна быть осторожной, с акцентом на создание новых производств и рабочих мест, а не на поголовное, объективно необоснованное сокращение помощи.

Как сделать движение поступательным и необратимым?

В целом поставленные главой государства задачи при системном подходе достижимы. Но необходимо, на мой взгляд, правильно расставить акценты.

Будем откровенны: есть соблазн попытаться сделать все и сразу - и при этом не успеть ничего. Следовательно, нужны последовательность, поступательность в действиях, сфокусироваться на самых реальных и полезных проектах.

Во-первых, в приоритете должны быть такие данные, которые отражают именно качественные результаты, в том числе показывающие настоящую динамику изменения уровня жизни людей, а не количественные показатели.

Во-вторых, нужны пошаговые планы для всех, каждое министерство и регионы обязаны разработать дорожные карты с измеримыми и привязанными к срокам и ресурсам задачам.

В-третьих, важна система мониторинга и оперативная корректировка курса в ответ на изменяющиеся условия.

В-четвертых, исполнительные органы должны действовать прозрачно, гибко, регулярно публично отчитываясь перед обществом, и в то же время работать мобильно. Увы, из-за наблюдающихся все еще излишней бюрократии и формального подхода чиновники могут делать вид, что исполняют поручения, но на самом деле - ничего не менять, имитируя процесс, при этом стопроцентно "осваивая" средства. Такой подход убьет все полезные идеи, создаст почву для коррупции.

Считаю, что достижение полной цифровой трансформации с учетом затрат за три года довольно сомнительно (например, Эстония потратила более 20 лет на построение самого цифрового государства в мире, Сингапур запустил стратегию Smart Nation в 2014 году и продолжает ее реализацию до сих пор, в других странах процесс длился от 10 и более лет). Процесс должен идти поэтапно, с фокусом на наиболее подготовленные отрасли. Ресурсы надо сконцентрировать на тех направлениях, где ожидается, прогнозируется максимальная и быстрая отдача. Для принятия правильных решений строго важна достоверная статистика, которая зачастую приукрашивается.

Без указанных условий, полагаю, ЦТ и ИИ останутся набором благих пожеланий, а его реализация не приведет к ожидаемому прорыву.

И, пожалуй, одним из наиболее важных факторов успешности реформ является доверие к ним граждан, без которого даже самые правильные инициативы могут оказаться невостребованными. Для донесения посыла послания до каждого казахстанца нужна, на мой взгляд, коммуникационная стратегия из, например, таких составляющих.

Уполномоченным для разъяснения положений послания акимам, чиновникам, парламентариям, экспертам не надо бояться прямого диалога с гражданами. Следует доносить основные положения послания на простом, доступном языке, объяснять доходчиво сложные термины посредством конкретных примеров. Полагаю, что следует широко использовать цифровые платформы для онлайн-встреч с населением и разъяснять выгоды для каждого конкретного села, района, города, области, не забывая при этом молодежную аудиторию.

Обязательно, считаю, надо широко информировать об успешных историях. Продвигать кейсы местных предпринимателей и новаторов, добившихся результатов в новых отраслях.

Успех послания-2025 будет измеряться не столько принятыми законами и созданными приложениями (хотя и это важно), а тем, насколько изменится качество жизни рядового казахстанца и среда ведения бизнеса. ЦТ и ИИ при грамотной политике могут стать фактором конкурентного преимущества Казахстана.

Технологии - это инструмент. Все зависит от честности и эффективности власти. Важный ресурс реформ - это доверие общества. Люди ждут не лозунгов, а реальных перемен - достойных зарплат, качества услуг и уверенности в будущем.

Едил МАМЫТБЕКОВ, член совета сенаторов при сенате парламента Казахстана

Поделиться
Класснуть