1530

Гражданская позиция и “длинный” кредит

Что нужно для развития детского загородного отдыха в Казахстане

Гражданская позиция и “длинный” кредит

По информации Министерства просвещения, этим летом в загородных лагерях отдыха, палаточных и юрточных лагерях отдохнут около 325 тысяч детей. Это всего 8,5 процента от 3,8 млн казахстанских детей, завершающих учебный год. Между тем строительство лагеря может стать якорным инвестпроектом, создающим рабочие места, развивающим сельскохозяйственное производство и инфраструктуру региона. Так считает председатель Республиканской ассоциации детского и юношеского туризма Кайрат СУЛТАНОВ.

- Кайрат Абайдоллаевич, после прошлогодних скандалов с лагерем, размещенным в сауне, и найденным в кухне другого загородного центра крысиным ядом много говорили о безопасности детей. Какие сделаны выводы? Что изменилось?

- О системных проблемах в сфере детского отдыха я говорю постоянно. В течение 33 лет государство не занималось детскими лагерями, все было пущено на самотек. С 2011 года их деятельность даже не лицензировалась. Только в апреле приняты изменения в закон о защите прав женщин и детей, обязывающие оздоровительные центры с января 2025 года получать лицензии. Механизм получения лицензий еще будет разрабатываться, но уже понятно, что требования, которые когда-то были в законах - иметь библиотеку, компьютерный зал - давно устарели, особенно для летних лагерей, которые работают два с половиной месяца в году.

- Проверять загородные лагеря в этом году будут чаще?

- Проверки будут ежемесячные. В Акмолинской области, например, уже создана мобильная группа, я ее возглавляю. Мы будем мониторить и государственные, и частные организации. Но решения все же нужны системные. Сейчас, как мне кажется, над проблемой летнего загородного отдыха должны серьезно поработать все министерства, а не только восемь ключевых. Необходимо участие министерства цифровизации - ведь во многих загородных лагерях в сельской местности нет не то что интернета, но и телефонной связи. Нужно участие и правоохранительных органов, и дорожных служб: подъездные пути к лагерям часто в ужасном состоянии, ямы такие, что большой автобус с детьми может перевернуться. Нет дорожных знаков и карманов для остановки автобусов, нет пешеходных переходов. Сейчас есть требование к оздоровительным центрам - установка видеокамер, “тревожных кнопок”. Но насколько такая кнопка эффективна в лагере, если он расположен в горах Алматинской области или в лесу в Акмолинской, за много километров от ближайшего населенного пункта? Не лучше ли прикрепить к каждому такому месту отдыха сотрудника полиции?

А ведь есть еще юрточные и палаточные лагеря. Для них до сих пор не прописаны правила безопасности. А ведь в таком лагере “тревожную кнопку” не установишь, вызвать скорую или пожарных - тоже проблема.

- Получается, что вся ответственность за жизнь и здоровье детей ложится на педагогов.

- Да, и проблему с кадрами тоже никто не отменял. Сегодня даже поваров найти непросто, а по требованиям в лагере должна быть еще диетсестра. Таких специалистов даже не готовят нигде! Нет никакого статуса у вожатых. Они еще не педагоги, только учатся - как правило, это студенты. Спасибо ректору Кокшетауского университета им. Ш. Уалиханова Марату СЫРЛЫБАЕВУ, молодому депутату Акмолинского обл­маслихата Султанбеку БЕКЕШЕВУ за работу в нашей области педагогического отряда “Думан”, который проводит обучение вожатых. Кстати, требование об обязательном педагогическом образовании для них я считаю перегибом. Нужны разные специалисты. К примеру, если лагерь на берегу водоема, обязательно должен быть в штате спасатель. Чтобы работать с детьми, нужны хореографы, экскурсоводы, спортивные инструкторы. На государственном уровне, к сожалению, этим вопросом никто не занимается.

- В облуправлении образования недавно сообщили, что в Акмолинской области в этом году будут работать 15 загородных лагерей. Однако документы на получение разрешения подали пока только три. Как вы думаете, с чем это связано?

- Сейчас и государственные, и частные лагеря все еще готовятся к приему детей. Чтобы открыться, лагерю нужно получить заключения экспертов - санитарной службы, ЧС. Помимо этого, теперь нужно получать лицензию на медицинскую деятельность. Конкретного образца лицензии для лагерей нет. Но в приказе санитарно-эпидемиологической службы, регламентирующем деятельность медпунктов, сказано, что оснащение должно включать 43 наименования медоборудования. Надо ли говорить, что все это - например, биксы для перевозки вакцины - в детском лагере вряд ли необходимо? Есть и еще одна проблема: оборудование должно соответствовать реестрам нашего Минздрава, но то, что поставляется, зачастую китайского производства. Представьте: лагерь покупает, например, весы, но они не проходят проверку по требованиям...

Кстати, и в плане экспертиз есть проблема. Национальный центр экспертизы и сертификации проводит санитарное обследование каждой комнаты, каждого санузла, и все это платно. В итоге получается, что руководству, к примеру, частного лагеря выгоднее иметь один уличный туалет с шестью дырками в полу, а не цивилизованный санузел в каждой комнате...

- В одном из выступлений вы говорили о том, что въезд на территорию национальных природных парков “Бурабай” и “Кокшетау” платный даже для сотрудников домов отдыха и детских лагерей. В этом вопросе удалось добиться изменений?

- К сожалению, нет. Мало того, в этом году плату взимают еще и за въезд автобусов с детьми - 11 тысяч тенге, плюс 369 тенге в день за каждого сотрудника. Представьте, вы приходите на работу, и за это платите... Нонсенс. Я считаю, что и налоговую политику в отношении частных лагерей отдыха сегодня надо менять. Частники платят налоги на транспорт, на имущество, КПН и даже НДС, от которого освобождены, например, частные детсады. Сегодня по стране 68 частных лагерей перешли на форму ИП, потому что, хотя оборот средств у них большой, налоги съедают значительную часть прибыли.

На днях премьер-министр Олжас БЕКТЕНОВ отмечал, что по поручению президента Касым-Жомарта ТОКАЕВА до конца 2026 года в стране будут открыты 50 новых лагерей отдыха. Но никаких подвижек в этой работе, по крайней мере в Акмолинской области, пока не видно. Все-таки, думаю, нам надо сначала разобраться с теми лагерями, что у нас есть. Только в нашей области не работают шесть лагерей, требующих ремонта. В то же время в столице более 255 тысяч детей школьного возраста, и им практически негде отдыхать. Как-то я просчитал, что если запустить все лагеря Акмолинской области, мы могли бы охватить 20 процентов всех детей страны и создать порядка 600 рабочих мест...

Ведь что такое детский лагерь? Это проект социальный, проект якорный, дающий рабочие места, помогающий развитию местного производства, инфраструктуры, привлечению инвестиций в регионы. Один только лагерь “Сункар” в Зерендинском районе потребляет за лето 2,5 тонны сливочного масла, 9 тысяч литров кумыса, 18 тысяч тонн молока, 12 тонн картофеля, около 15 тысяч яиц. Это большое поле для развития аграрного бизнеса. И потом: сельхозпроизводители у нас получают удешевленное топливо, субсидии на корма, семена, удобрения, на животноводство - на каждый литр молока и килограмм мяса. Детский отдых нуждается хотя бы в части такой господдержки. Нужны “длинные” кредиты под льготный процент, нужен госзаказ. Нужно простое законодательство, касающееся безопасности детей. Остальное бизнес сделает самостоятельно...

- Как думаете, реально добиться таких решений?

- На свои письма и запросы в разные ведомства я получаю ответы в основном в духе “большое спасибо за вашу гражданскую позицию”. Однажды спросил в кулуарах Министерства нацэкономики: а где ваши дети отдыхают? В лагеря ездят? И мне ответили: мы туда детей не отправим, там бардак. Так почему в том же министерстве никто не сделает хоть что-то для изменения ситуации?

В прошлом году после проверки прокуратуры практически все лагеря заплатили штрафы. Но о системных пробелах в работе нам никто не сообщил. Не было проведено ни одного крупного заседания на уровне республики, как будто никаких выводов не последовало. Кстати, радует, что руководство Акмолинской области на эти проблемы внимание обращает. Аким региона Марат АХМЕТЖАНОВ лично объезжает все детские лагеря, уже проведено совещание в акимате именно по вопросам детского отдыха. Проблемы там были озвучены. Часть из них вполне можно решить на уровне области. Хочется надеяться, что так и будет...

Владислава КОКОРИНА, Кокшетау

Поделиться
Класснуть