На депутатский ковёр придут все
Парламент возьмет под контроль все государственные финансы, включая расходы госхолдингов, нацкомпаний, Нацфонда и других расплодившихся внебюджетных фондов. Их представители впервые будут защищать свои бюджеты, отчитываться за аппетиты, убытки, миллионные премии и коррупционные скандалы перед депутатами, как это сейчас делают члены правительства, докладывая о результатах своей работы.
Такая норма заложена в проекте нового Бюджетного кодекса, который правительство внесло в мажилис. Об этом и о других новеллах документа мы поговорили с депутатом мажилиса Татьяной САВЕЛЬЕВОЙ, в прошлом вице-министром финансов.
- Объясните, как новая редакция кодекса изменит жизнь простых казахстанцев?
- Давайте вспомним, для чего президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ поручил разработать новый Бюджетный кодекс. В 2019 году он наказал принять меры, чтобы “оперативно и эффективно реагировать на все конструктивные запросы граждан”. Далее президент говорит о том, что назрела необходимость в новой бюджетной политике. Какой? Бережливой и ответственной, когда нужно финансировать только приоритетные проекты.
Все это планируется реализовать разными инструментами. Важнейший из них - это снижение диспропорции в региональном развитии. Есть регионы, которые стараются максимально закрывать потребности своего населения, а есть те, которые отстают. И часто это не зависит от того, богатый регион или нет. Наша задача - сделать так, чтобы в любой точке страны казахстанцам был обеспечен гарантированный стандарт уровня жизни. Местные бюджеты будут опираться на планы развития и систему региональных стандартов, а вкупе с передачей отдельных поступлений в доходную часть регионов будут снижаться имеющиеся диспропорции, а вместе с этим и неэффективные финансовые решения акимов.
Немаловажно и то, что президент отдельно сказал про расширение механизма бюджета народного участия. Но здесь депутаты хотят усилить нормы, предложенные разработчиком.
В 2021 году глава государства указал на то, что нужны бюджетные правила. И они должны касаться в целом управления госфинансами. Как это повлияет на казахстанцев? Правила и их обязательное соблюдение обеспечивают стабильность в самом широком смысле. Это снижение нерациональных расходов и государственного долга, это жизнь по средствам, а не в счет будущих поступлений и, как результат, защита от экономических потрясений и внешних влияний.
Правила не допускают распыления государственных средств, все задачи решаются поэтапно. Как следствие, более эффективная реализация проектов без затягивания сроков и постоянных удорожаний.
И в прошлом году президент призвал переходить от управления просто бюджетами к управлению результатами. Разработчик посвятил этому отдельные главы.
- Каждый год казахстанцы следят за принятием госбюджета. В нем правительство решает, сколько денег пойдет, например, на здравоохранение, а сколько на оборону, и вносит в парламент. Но значительная часть госсредств расходуется вне бюджета и скрытно даже от депутатов, хотя в обществе столько вопросов к деятельности квазигоссектора, Нацфонда, Фонда соцмедстрахования, ЕНПФ и других внебюджетных фондов. Однако эти структуры не отчитываются перед депутатами. Расширяет ли этот кодекс полномочия парламента?
- Да, в рамках нового Бюджетного кодекса роль парламента усилится. Будет расширен объем информации, которая вносится вместе с проектом бюджета и отчетом о его исполнении в парламент. Например, в 2026 году мы увидим аналитический отчет о налоговых расходах. Речь идет о выпадающих доходах бюджета в результате применения налоговых льгот, которые могли быть направлены на другие важные расходы. А это важный шаг к тому, чтобы те налоговые преференции, которые не дают реального результата для экономики, были пересмотрены или отменены.
Кроме этого парламент будет видеть сводную информацию о поступлениях и расходах внебюджетных фондов, госзаймах, состоянии долговых обязательств страны в целом.
Целый блок документов по квазигоссектору будет рассматриваться в парламенте - национальный доклад, планы мероприятий, консолидированная отчетность. Критика о непрозрачности этой сферы постоянно звучит, и то, что информация по реализуемым проектам, фонду оплаты труда у субъектов квазигоссектора станет открытой, - важный шаг!
Однако есть вопрос по пересмотру сроков подготовки документов субъектами квазигоссектора, которые действуют сейчас. В противном случае получится, что в 2024 году при отчете парламент увидит информацию только за 2022-й, то есть не самую свежую. Этот момент мы еще будем обсуждать.
Все перечисленное важно. Но депутатам видится, что этих отчетов недостаточно для усиления роли парламента. Такой ключевой момент в бюджетной политике, как внесение изменений в концепцию управления госфинансами, сейчас не обсуждается с депутатским корпусом. Правительство здесь единолично принимает решения, по тому же Нацфонду, и ставит нас перед фактом. Это никак не вписывается в формулу влиятельного парламента. Так что будем дорабатывать нормы по обязательному согласованию с депутатами ключевых изменений в бюджетной политике.
- То есть вносить эти документы в парламент будут не сразу, а поэтапно?
- Да. Какие-то со следующего года, а какие-то в 2025, 2026 и даже в 2027-м. Правительству нужно перестроить всю систему. И, скорее всего, консолидированный отчет, где будут представлены все госфинансы, включая доходы и расходы внебюджетных фондов и квазигоссектора, мы увидим не раньше 2027 года.
Но есть один новый документ, с которым медлить нельзя. Это долгосрочный прогноз развития. По сути, это база, где найдут отражение финансовые возможности и планы страны на 10 лет вперед. В последующем сами бюджеты, краткосрочные и среднесрочные планы должны будут ему соответствовать. Это позволит реализовать то, что не удавалось уже много лет: обеспечить взаимосвязь бюджетного и стратегического планирования. Долгосрочный прогноз будет разработан правительством в 2026 году, а значит, и реалистичный бюджет с понятными всем приоритетами. Возможность ускорить эти процедуры еще будем обсуждать с правительством.
- Как депутаты переварят такой громадный объем отчетности?
- Любое обсуждение отчетов проходит не за один день. Этому предшествует большая работа на заседаниях комитетов, в рабочих группах. Конечно, объем того, что нужно посмотреть, увеличится. И здесь важно, чтобы этот поток не только на депутатов выливался, но и само правительство могло использовать в своей работе и для принятия взвешенных решений отчеты, оценки и итоги различных мониторингов. Тогда и критики в ходе обсуждения будет меньше.
- Сегодня казахстанцы жалуются на то, что государство долго решает проблемы людей. По строительству школ или дорог решения иногда принимаются годами, и все ссылаются на бюджет: либо денег нет, либо ждут, пока их выделят, если и выделяют, то не всю сумму, а на следующий год денег на завершение проекта уже нет. Что предлагает новая редакция?
- Как я сказала ранее, долгосрочный план и планы развития регионов становятся базовыми для бюджетов и должны решить проблему затягивания начала реализации важных для граждан проектов.
Все дополнительные доходы или неосвоенные средства в первую очередь будут направляться на проекты, включенные в них.
Кроме того, разработчик предложил переносить остатки денег по незавершенным проектам на следующий год. В декабре правительство будет определять пул таких проектов для продолжения в следующем году. Сказать, что это самый эффективный способ борьбы с неосвоением, наверное, нельзя. Финансовую дисциплину это тоже не повысит, но поможет не останавливать реализацию проектов. Важно, чтобы перенос средств не маскировал недостатки управления, иначе вместо положительного эффекта мы получим значительный рост неосвоения бюджетных средств.
- Когда проект переходит на следующий год, его стоимость вырастает в разы…
- Проблема удорожания особенно проявилась в прошлом году. Тогда был просто поток заявок от регионов по корректировке стоимости проектов. Нынешний порядок корректировки накладывает на регионы обязанность по финансированию удорожания за счет собственных средств. Сейчас разработчик предлагает новые механизмы, которые позволят ускорить решение вопросов по “критически важным объектам” и “проектам общестранового значения” за счет их финансирования из республиканского бюджета, а значит, не допустить значительного пересмотра их стоимости.
- На региональном уровне реализуется проект “Бюджет народного участия”, когда жители могут сами выбирать, на что потратить региональные бюджетные деньги. А на республиканском уровне предполагается, что общество будет участвовать в формировании бюджета страны?
- Сейчас бюджет народного участия касается только местных бюджетов, поскольку помогает казахстанцам решать локальные проблемы: по школам, детсадам, детским площадкам, дорогам, освещению и многому другому. Объемы таких бюджетов будут расти. А республиканский бюджет - это глобальные направления. Хотя все может быть в обозримом будущем. Президент сказал, что инструменты повышения эффективности бюджетной политики должны постоянно совершенствоваться. Если будет необходимость внедрять бюджет народного участия и на республиканском уровне по каким-либо видам расходов, то будем внедрять. Поэтому ничего не исключаю.
Тогжан ГАНИ, Астана