2303

Период самозастройки слишком затянулся

О достижениях и проблемах главного города страны мы беседуем с Василием ТОСКИНЫМ, почетным архитектором Казахстана и академиком Международной академии архитектуры, с 1984 по 2000 год работавшим главным архитектором Целинограда, Акмолы, Астаны

Период самозастройки слишком затянулся

- Василий Филиппович, вы непосредственный участник и свидетель рождения главного города страны, в 1995-2000-х годах были членом государственной комиссии по передислокации столицы в Акмолу. Расскажите, что изменилось за эти годы?

- Решение о переносе столицы навсегда изменило облик и масштаб города. И до и после город проходил разные стадии развития, встречая на своем пути людей, любящих, равнодушных, ненавидящих или использующих его.

Большие изменения произошли в историческом центре. Появилось несколько высотных зданий, отличающихся своеобразной архитектурой, изменивших в лучшую сторону визуальный масштаб этого района. Сформировался район мостов, объединивший все периоды роста города, которые создают его своеобразный характер и колорит. Почти сформировался Левый берег как новая часть города, также имеющая свой особый архитектурный характер. Город сейчас резко поменял свой масштаб, ритм, вырос в четыре раза. Пришла пора заниматься вопросами благоустройства и развития.

- Не поздно ли?

- Решать эти задач начали еще в Целинограде. Проект строительства Целинограда разрабатывался под руководством научно-исследовательского института градостроительства, который на данном примере проверял свои теоретические выводы. Среди принципов, которыми авторы обосновывали свой проект, - функциональное зонирование с параллельным размещением зон отдыха, селитьбы и промышленности, которое отвечает местным природным условиям и одновременно обеспечивает беспрепятственный рост каждой из этих зон и возможность организации удобных связей между зонами на каждом этапе строительства.

Сейчас я слушаю и удивляюсь: столица столкнулась с множеством проблем: переполнены школы и поликлиники, не хватает объектов социального значения. А ведь в каждом моем проекте районов еще в 1980-х годах строго по нормам предусматривались все образовательные, медицинские и торговые учреждения.

Столицу сейчас застраивают не специалисты-градостроители, а менеджеры-коммерсанты, плановую застройку разрывает стихийность строительства, город не имеет четко спланированной системы, в том числе отдельных районов.

На той стадии, когда столица только начиналась, такая организация застройки была вполне допустима: в одном лице и заказчик, и проектировщик, и строитель. Но этот период слишком затянулся. Во многих западных странах - а мы по-прежнему любим на них ориентироваться - такая практика запрещена, и совершенно справедливо, ведь при ней отсутствует контроль и самоконтроль за строительством, что действует не в пользу горожан.

- И при этом в городе нет даже градостроительного совета...

- Да, и это очень печально. Должны быть и генеральный подрядчик, и генеральный проектировщик с соответствующими правами. В советские годы я был генеральным проектировщиком и отвечал за застройку города как главный архитектор института. Мы отвечали за все, что сделали. А сейчас автор проекта зачастую не имеет права посещать собственные строящиеся объекты. О чем тут можно говорить?

При этом я не могу игнорировать и положительные примеры. Тот же район Набережной. Он интересен тем, что в нем можно найти все этапы развития - от советского панельного домостроительства до ультрасовременных зданий.

И все же застройка ведется пятнами, разрозненно, пропало направленное, осмысленное освоение территории. Очень много мест, предназначенных для высотной застройки, вдруг оказались отданными под случайные объекты. Поэтому в первую очередь развитие города нужно вернуть в профессиональное русло. Речь идет не только об архитектуре. И в других направлениях развития столицы наблюдается отсутствие четкой профессиональной линии. Меняется направление улиц, их назначение, весь организм города меняется. К этим процессам нужно подходить очень внимательно и осторожно.

- Что еще, на ваш взгляд, делается не так, как надо?

- Нет должного внимания историческому центру, а он требует большой работы в плане благоустройства. Мы, архитекторы, в свое время планировали старый центр как структуру четырех площадей. Не случайно Целиноград занимал одно из ведущих мест в СССР по торговым центрам. Это случилось, потому что мы одними из первых разработали программу развития торговли. Мы провели исследование и выяснили, что дневное население (с учетом приезжих) в городе значительно превышало реальное. Это среди прочего свидетельствовало о хорошо развитом внутреннем туризме. Поэтому мы разработали специальную программу, защитили у секретаря ВЦСПС Владимира БОГАТИКОВА. Так в городе появились современные магазины само­обслуживания “Океан”, “Одежда”, “Ткани”. Эту успешную программу развития торговых площадей потом ставили в пример другим городам.

К тому же город имел ярко выраженный въездной комплекс из знаменитого памятника перво­целинникам и высоток, украшенных орнаментом из колосьев, и красивую центральную площадь с привлекательной фонтанной группой, современным по тем временам ЦУМом. Именно площадь перед нынешним городским акиматом была своеобразным магнитом для горожан, очень популярным местом встреч.

- То есть городское пространство еще далеко не освоено?

- Главной композиционной осью города, хотим мы того или нет, является река. Акватория требует повышения как архитектурного, так и смыслового уровня. Иначе говоря, сейчас она невыразительна. Здесь тоже непочатый край работы, в том числе по организации мест отдыха горожан. Видимо, берега чересчур сильно застроили. Тогда тем более есть над чем поработать. Меня пугает рассредоточенность освоения территории. Должна быть единая стратегия. Я ее не чувствую, не вижу. На мой взгляд, идет освоение территории случайными районами.

Огорчает своеволие владельцев зданий. К примеру, обязанность властей - следить за сохранностью архитектурного облика построек. А во что превратили ресторан гостиницы “Абай”? Считаю такие переделки дурным вкусом. Ресторан три года подряд признавался лучшим объектом туристического назначения Советского Союза. А что сейчас? Мне стыдно смотреть.

Строим огромный город, не решая проблем с парковками, с распределением транспортных потоков! Пока я не вижу, чтобы проблему с городским транспортом решали даже на теоретическом уровне.

И все же, несмотря на проблемы, у нашего города большие перспективы, он и раньше приводился как пример геополитического центра. Строительство не остановишь, как всякий центр, столичный город развивает подцентры. Будут развиваться соседние города. Активно развивается Караганда, и она станет городом-спутником Астаны. Благодаря близости столицы получит импульс развития и Кокшетау.

Астана живет своей жизнью, и в зависимости от отношения к ней участников ее развития я радуюсь или огорчаюсь за нее. При всем при этом, как опытный человек, верю в хорошее будущее нашего города.

Елена ЛЕВКОВИЧ, фото Андрея ХАЛИНА, Астана

Поделиться
Класснуть