Власть должна быть не только сильной, но и сбалансированной
26 ноября состоялась инаугурация вновь избранного президента Казахстана Касым-Жомарта ТОКАЕВА. В числе гостей на церемонии были первый президент Казахстана Нурсултан НАЗАРБАЕВ, депутаты парламента, члены правительства, главы дипломатических представительств в Казахстане, представители общественных организаций, бизнеса, науки, искусства и многие другие. Был на инаугурации и известный казахстанский политолог Данияр АШИМБАЕВ. О том, как прошла торжественная церемония вступления президента в должность, чего ждать от Токаева в ближайшее время, и о многом другом эксперт рассказал в интервью газете “Время”.
- Вы были на инаугурации Токаева. Произвела ли на вас впечатление инаугурационная речь? Какие моменты в ней вы бы особо отметили?
- Выступление Токаева на инаугурации стало не только завершением предвыборной кампании, но и своего рода стартом реализации всех тех планов, которые были актуализированы январем, но вырабатывались в течение нескольких лет. Были долгие поиски, пробовались различные модели, но в итоге вышли на необходимость создания сбалансированной политической системы как фактора построения справедливого общества. Токаев принципиально заинтересован в этом.
В свое время для обеспечения стабильности власть перебрала со всевозможными инструментами для контроля во всех сферах. Выяснилось, что контролировать все, конечно, можно, но государство оказывается в этом случае не очень эффективным, поскольку его никто не стал контролировать. И анонсированные выборы в сенат, а затем выборы в мажилис и в маслихаты - это уже большой толчок для формирования институтов, опирающихся на диалог, и контроль над властью со стороны общества однозначно (хотя и не сразу) вырастет, поскольку изменения в моделях формирования маслихатов и мажилиса сократят возможности по отбору своих людей в депутаты.
То есть появятся люди, которые станут задавать более жесткие и неприятные вопросы. А если власть не будет учиться на них отвечать, то такая власть будет не нужна даже самой себе. И из духа инаугурационного выступления, на мой взгляд, это вытекает.
- В своем выступлении Токаев отметил, что в приоритетном фокусе внимания Казахстана по-прежнему будут Россия и Китай. После инаугурации президент совершил свой первый визит в Россию. Сам Токаев отметил, что этот факт имеет глубокое политическое значение. Какое именно?
- У нас и зарубежные, и внутренние критики почему-то любят говорить, что Казахстану нужно сокращать сотрудничество с Россией и ориентироваться на западный или тюркский мир. Но критики почему-то не учитывают, что Казахстан находится не между Вашингтоном и Анкарой, а между Россией и Китаем, с которыми нас связывает долгая история. Особенно с Российской Федерацией. Наша совместная история была долгой и сложной. И если рассматривать ее только с негативной точки зрения, то это ни к чему не приведет. Разве что к комплексам и ксенофобии.
Нужно понимать, что у нас внутреннего потенциала на модернизацию не хватает - ни кадрового, ни интеллектуального, ни финансового. И при этом вспомните, сколько лет мы бегаем с западными инвесторами. Но их в первую очередь интересует лишь нефтегазовый комплекс. В этом плане сотрудничество с Россией позволяет при наличии общего менталитета, огромной общей границы и большого опыта совместного сотрудничества вести модернизацию по наиболее оптимальной для нас модели.
Кроме того, хотел бы отметить, что не нужно оценивать отношение населения к России исключительно по провокационным и оскорбительным высказываниям в соцсетях. Большинство казахстанцев - независимо от национальности - ориентируются на союз с Россией.
- Из Москвы Токаев отправился во Францию, что немного удивительно, поскольку в списке приоритетов за Россией идет Китай. С другой стороны, президент Франции Эммануэль МАКРОН известен в том числе и как человек, принимающий активное участие в урегулировании российско-украинского конфликта. А на саммите ОДКБ Касым-Жомарт Токаев особо подчеркнул необходимость поиска формулы мира. Если сложить все эти нюансы в один пазл, можно ли предположить, что Казахстан намерен взять на себя функцию миротворца?
- Казахстан, безусловно, будет озвучивать такие инициативы, хотя все понимают, что Киев вопросы войны и мира не решает. Но что касается Китая, напомню, буквально недавно у нас был СИ Цзиньпин. И понятно, что в условиях карантинной ситуации в Китае такого рода мероприятия, как визиты, сокращены. Государственный визит в КНР последует в скором будущем. Что касается Франции, то с этим государством у нас достаточно давние и хорошие отношения. Не только экономические, но и гуманитарные, культурные, образовательные.
Надо помнить, что у нас была напряженная осень по дипломатической активности. Масса саммитов прошла в Астане, участие президента в двух саммитах в Самарканде.
И в предвыборный период нагрузка была большая, старались какие-то вопросы сокращать, чтобы не отвлекаться от внутриполитической повестки дня. Так что, думаю, визит во Францию был уже давно запланирован, а сейчас просто у обоих президентов нашлось окно для переговоров. И кроме того, как я уже говорил, политика активного нейтралитета диктует необходимость сотрудничества не только с Россией, но и с Евросоюзом, и с Китаем, и с Турцией, и с Ираном, и так далее...
- Еще Токаев подчеркнул, что намерен следовать своей предвыборной программе, каждый абзац в которой написан им лично, и выполнить ее. Главный тезис программы - “Справедливый Казахстан - для всех и каждого”. Насколько эта программа соответствует запросам общества?
- Есть общественный запрос на перемены, и мы его прекрасно понимаем. Население не очень доверяет власти, население не доверяет судебной системе, население постоянно сталкивается с проблемами коррупции и с тем, что многие социальные лифты, экономические программы оказались неработающими в силу монополизации тех или иных ресурсов различными олигархическими и околовластными группировками.
Поэтому нужна принципиальная перезагрузка системы. Та конституционная реформа, которая была проведена, - один из элементов этой модели. Расширение полномочий контрольных органов в виде Высшей аудиторской палаты, создание Конституционного суда, новая модель формирования представительной ветви власти.
Токаев, фактически получив после января карт-бланш, пошел на сокращение своих полномочий с целью создания более сбалансированной модели. И допустим, тот же запрет для родственников главы государства занимать важные посты во многом символичен тем, что президент, примеряя на себя, намекает всем остальным, что неплохо было бы тоже умерить аппетиты своей родни.
С другой стороны, надо понимать, что для Казахстана важна именно сильная президентская власть, которая сдерживает и олигархат, и региональные элиты и является фактором обеспечения стабильности в отношениях с внешними игроками.
Но сильная власть должна быть еще и адекватной, просвещенной, она должна быть уравновешенной. Именно такую модель Токаев и создает. И это содержится в его предвыборной программе. Он сейчас олицетворяет и власть, и альтернативу ей. Тем более что, как мы видим, другой альтернативы в обществе не возникло - ни в виде фигур, ни в виде идей.
- В день официального вступления в должность глава государства подписал три указа: о возврате незаконно выведенных активов, о мерах по реализации предвыборной программы и о развитии сельских территорий. В истории Казахстана решения по двум из этих пунктов принимались неоднократно. Насколько успешной будет нынешняя попытка и от чего в целом зависит ее успех?
- Надо понимать, что объявленные решения во многом символичные. Та же концепция развития сельских территорий обсуждалась давно. Было немало концепций, программ. Но, несмотря на наличие определенных результатов, немало проблем все же есть. Но то, что президент поручил разработать такую программу, - своего рода демонстрация его стратегических намерений. Что касается вывода активов - об этом тоже постоянно говорят. Но нужно понимать, что указ содержит немало поручений уже на базе проводимого им курса. Эти решения прежде всего как бы символ новой политики - какие направления для Токаева являются приоритетными.
Понятно, что эффективность госаппарата сама по себе низка. Что касается коррупции, то те же цифровые сервисы исключили массу коррупционных рисков. То есть на системном уровне работа проводится большая, но уровень человеческого капитала у нас такой, какой есть. И понятно, что физически ликвидировать коррупцию в Казахстане уже невозможно, равно как и непотизм и так далее. Это уже стало своего рода частью традиции и менталитета. Но принимать меры по сокращению или выдавливанию этих негативных моментов из государственной практики можно и нужно.
- На 14 января назначены выборы в сенат. Стоит ли ожидать от них каких-то сюрпризов? И когда следует ждать выборов в мажилис?
- Президент в своем послании анонсировал проведение выборов в мажилис и маслихаты в первом полугодии. Но получилось так, что нужно было провести одновременно еще и выборы в сенат (у половины депутатов истекает срок). И поскольку сенаторов избирают маслихаты, эти выборы не могли быть проведены одновременно, ведь каждая кампания по закону требует два месяца на проведение. В итоге решили выборы в сенат провести не в апреле, а заранее - в январе. От выборов в сенат сюрпризов ждать сложно, поскольку, повторю, сенаторов избирают маслихаты.
Состав тех сенаторов, которые сейчас будут переизбираться, во-первых, мононационален, а во-вторых, там только одна женщина была. С гендерной и национальной точек зрения никакого паритета нет. Как правило, этот перегиб компенсировался президентской квотой. На таких выборах в сенат, как правило, проходят представители местного истеблишмента - руководящие работники акиматов, ректоры вузов, иногда прокуроры областей или председатели судов, реже - местные бизнесмены.
Сейчас будет введена новая модель, по которой изменяется формирование президентской квоты: вместо 15 сенаторов будут назначаться только 10, из которых пять будут по рекомендации Ассамблеи народа Казахстана. То есть квота АНК переходит из мажилиса в сенат. Президентские сенаторы исторически более активны и опытны, более заметны. Они доминируют в руководстве палаты, балансируют ее национальный, гендерный и профессиональный состав. Кроме того, спикеры сената, за редким исключением (Байгельди), всегда избирались из числа президентской квоты. Но, что интересно, из числа избранных в регионах двое выросли в глав администрации президента. Это Джаксыбеков и Кошанов.
Так вот, думаю, что к 20 января все процедуры, связанные с выборами в сенат, будут закончены, в принципе, можно будет сразу приступать к роспуску маслихатов и мажилиса с тем, чтобы выборы состоялись, к примеру, 19 марта.
Но тут возникает вопрос, связанный с реорганизацией партийного пространства. Президент неоднократно говорил, что нам нужны новые партии. Но, несмотря на двукратное снижение нормы численности, количество партий пока только сократилось: из шести осталось пять, поскольку “Адал” слился с Amanat. И кроме того, ходят разговоры, что одна из действующих партий также может прекратить существование. Поэтому нужно до января процесс регистрации новых партий как-то ускорить и стабилизировать.
- Кто пойдет на выборы в мажилис и как распределятся голоса? Будет ли партия Amanat по-прежнему доминировать в парламенте?
- Вопрос в том, какие партии будут зарегистрированы. Из пяти существующих на данный момент партий у Amanat наиболее сильные позиции, хотя при этом нужно не забывать, что уже по новому законодательству все акимы сложили полномочия руководителей филиалов Amanat. А на них долгое время держался административный ресурс партии.
У Amanat в любом случае наибольшая узнаваемость, и партия прошла хорошую подготовку в ходе референдума и нынешней президентской кампании. Поэтому данная партия в большей степени готова к выборам по сравнению с остальными. Хорошие результаты также показывает партия “Ак жол”. По остальным сказать сложно. НПК проваливается в какой-то кризис, связанный со сменой руководства. ОСДП и “Ауыл” относительно средне выступили на президентских выборах. Понятно, что на победу они и не рассчитывали. Но тем не менее работу штабов и филиалов они смогли провентилировать. Возможно, они смогут где-то поднабрать новый актив и с новыми силами броситься в парламентские выборы.
Вот по другим сказать сложно. Большинство сходится во мнении, что наиболее вероятными кандидатами на регистрацию являются “Республика” и “Байтак” (стало известно, что партия “Байтак” получила регистрацию. - Р. Б.), и возможно, будет зарегистрирован партийный проект кандидата в президенты Мейрама КАЖЫКЕНА. Но я думаю, что Amanat свое большинство сохранит, хотя, может, и не конституционное, где-то в районе не менее 60 процентов. Все зависит от того, какие партии возникнут и какой будет кампания. А я думаю, что она будет достаточно сложной.
Выборы будут сложны для избирателей и организаторов тем, что снова вводятся одномандатные округа. И, допустим, жителям Алматы надо будет голосовать не двумя бюллетенями, а четырьмя. Жителям сельских районов - вообще пятью. Поэтому будет наверняка каша в информационном пространстве, к которой нужно готовиться заблаговременно. Новый механизм объективно лучше старого, но к нему нужно привыкнуть.
- Еще одним первоочередным распоряжением главы государства стал указ о том, что акимы Астаны, Алматы, Шымкента и областей должны исполнять свои обязанности до назначения соответствующих акимов. Будут ли новые акимы в мегаполисах страны и в областях? Кому уже стоит паковать вещички?
- Во-первых, нужно не забывать, что вступает в силу новый порядок назначения акимов, когда президент представляет не менее двух кандидатов. И за них голосуют маслихаты. Мне кажется, большинство акимского корпуса сохранит свои места. Но, насколько известно, сейчас идут активные консультации по поводу того, кого выдвигать и в каких регионах. Может быть, покинут свои посты 2-3 старожила. Ну и кто-то из акимов может переехать в другой регион. Такие слухи ходят давно, и по ним идет немало информационных вбросов, особенно акимат Астаны наиболее популярный в этом плане объект. Для того чтобы выбор не был формальным, власти надо представить на голосование двух сильных кандидатов.
- И в завершение: чего нам следует ждать от вновь избранного президента, ну, скажем, в ближайшие три года?
- Формирования новой культуры управления государством, новой политической культуры страны. Это и плюрализм, это и общественный диалог. То есть перевод всех политических процессов в легальное, конституционное русло. Понятно, что немало реформ еще предстоит. Но это не должны быть реформы ради реформ, после которых срочно нужны новые реформы.
Руслан БАХТИГАРЕЕВ, Алматы