3282

Дома лучше?

Наши эксперты рассуждают о том, поедут ли казахстанские абитуриенты учиться в Россию

Дома лучше?

По данным Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, в 2021 году в стране учились 324 тысячи иностранных студентов. И больше всего (практически каждый пятый!) казахстанцев. Топ учащихся нероссиян: Казахстан - 61 000, Узбекистан - 48 700, Китай - 32 600 человек.

Россотрудничество - федеральное агентство, рекрутирующее иностранцев в российские вузы, в этом учебном году работало в обыч­ном режиме. Прием документов казахстанских выпускников, желающих учиться в соседней стране, стартовал осенью, в декабре прошли экзамены, в конце мая - начале июня - распределение квот (их, к слову, с каждым годом выделяют все больше). Конечно, далеко не все казахстанцы поступают по этой программе, и все же.

Мы связались с несколькими образовательными центрами в Алматы, которые готовят наших выпускников к экзаменам в российские университеты. Пытались выяснить, наблюдают ли они спад интереса к обучению в России. Никто не захотел публично обсуж­дать эту тему. Только в одном центре сказали: “У нас ничего не изменилось”.

Сколько студентов-иностранцев после 24 февраля решили вернуться на родину? По словам заместителя руководителя Россотрудничества Павла ШЕВЦОВА, на начало июня было зафиксировано около 100 отказов от таких квот. Мизер. Но пока рано делать выводы. Возможно, кто-то решил доучиться до конца академического года. А дальше?..

Вот здесь куча вопросов. 16-17 июня 170 тысяч казахстанских выпускников получат аттестаты о среднем образовании. Многие из тех, кто подавал документы по программам Россотрудничества или в университеты других стран, уже знают, поступили они или нет. В свете последних событий в мире это далеко не главное.

Непонятно, как пандемия и военный конфликт в Европе отразятся…

…на казахстанских абитуриентах и студентах

(и не только на тех, кто учится в России).

Рустам БУРНАШЕВ, политолог, профессор Казахстанско-Немецкого университета:

- Сейчас никто не знает, много ли абитуриентов откажутся от идеи учиться в России. Когда военные действия только начались, появилась гипотеза, что вектор образовательной миграции в направлении России серьезно изменится и это станет вызовом для казахстанской системы образования. Ректоры просили министерство провести аналитические исследования и дать какие-то ориентиры вузам.

Насколько мне известно, приемные комиссии некоторых университетов, которые проводили опрос, пока не отмечают серьезного изменения в количестве абитуриентов, планирующих подать документы в казахстанские вузы. Подчеркну: это весьма поверх­ностные и точечные сведения, тем более сейчас начало июня. Чуть позже, когда поступление перейдет в активную фазу, картина может измениться. Люди ждали и продолжают ждать.

- Россия вышла из Болонской системы. Что это значит для казахстанцев, которые учатся в соседней стране?

- Сложно сказать. Решение может практически не повлиять на студентов или же привести к некоторым сложностям. Все зависит от того, куда дальше будет двигаться высшее образование России. Болонская система, которая работала у соседей и есть у нас, не совсем та, что существует в Европе (в нее входят 48 стран, Казахстан - с 2010 года. - О. А.). Основная ее задача - повышение мобильности студентов и профессорско-преподавательского состава. Они могут учиться не только в том университете, в который поступили, но и в вузах-партнерах.

У нас, к сожалению, мобильность не так важна, больший акцент - на формальные вещи: трехступенчатую модель образования, количество курсов, которые должен пройти обучающийся, и т. д.

Если Россия будет возвращаться к специалитету с пятилетним образованием (модель, существовавшая при Советском Союзе. - О. А.), это затруднит процесс признания дипломов.

Тем не менее это не тот вопрос, который невозможно решить. Зайдите на сайты большинства европейских университетов. Там есть разные варианты для поступающих в магистратуру - после четырехлетнего или пятилетнего обучения. Наши партнеры в западных странах знают эту модель. Она понятна и Казахстану.

Важнее психологический фактор. Поскольку у большинства людей нет представления, в чем суть Болонской системы, они не знают, как сейчас работает высшее образование, могут возникать недопонимание и дополнительное страхи. Каковы дальнейшие перспективы? Что, если вместо четырех лет ребенок будет учиться пять? Эти факторы сработают негативно. Но в целом отмена Болонской системы в России не катастрофа. Как минимум с точки зрения студентов из Казахстана. Реальные проблемы формируют другие факторы.

- Какие?

- Если российские и зарубежные университеты будут разрывать отношения, у выпускников некоторых российских вузов будет меньше возможностей продолжать обучение где-то за границей. Сократится список этих стран. Опять же встанет вопрос признания/непризнания дипломов отдельных российских вузов. В начале марта некоторые профессиональные ассоциации за­явили, что не будут принимать документы о высшем образовании, выданные в России. Этот фактор нужно иметь в виду, он может проявиться в дальнейшем.

- В Казахстане тоже могут возникнуть проблемы с признанием российских дипломов?

- Вопросы будут в большей степени бюрократического плана. К нам начнут возвращаться студенты, которые получили российское образование, но, скажем, отучились не четыре года, как сейчас, а пять. Нужно определиться, как мы будем признавать этот диплом - как бакалавра или магистра? По иронии судьбы этим занимается центр Болонского процесса в Казахстане - им прибавится работы. Но это не новая тема, мы уже сталкивались с подобными вещами, и не только в связи с Россией. Специалисты знают, как с этим работать.

Нужно учитывать временной фактор, особенно тем, кто только собирается поступать и рассматривает вузы России. Высшее образование длится минимум четыре года, и никто не знает, что произойдет в перспективе. Всегда есть риски. Сейчас они возрас­тают.

…на отечественном высшем образовании

Две цитаты - иллюстрация того, насколько все запутано в этой сфере.

25 мая, Асхат АЙМАГАМБЕТОВ - на тот момент министр образования и науки: “В последние годы число детей, уезжающих за рубеж, снижается в разы. Это связано с возросшей конкурентоспособностью вузов Казахстана”.

26 мая, председатель сената Маулен АШИМБАЕВ: “Квалификация наших выпускников вузов и колледжей достаточно низкая, и они неконкурентоспособны…”

Будет ли уезжать за границу меньше студентов и станет ли казахстанское высшее образование привлекательнее?

- Все мы находились в условиях карантина - он ограничивал мобильность, в том числе и образовательную. Даже если у нас будут цифры, подтверждающие, что меньше казахстанских выпускников уехали учиться за границу, на их основании нельзя делать однозначный вывод, что это произошло из-за повышения качества образования в Казахстане. Это некорректно именно из-за фактора, связанного с карантинными мерами, - считает Рустам Бурнашев.

- Вы говорили о вызовах для казахстанского образования. О каких именно?

- Есть государственные стандарты по качеству образования, есть стандарты, которые устанавливают сами университеты. Допустим, в какое-то учебное заведение хочет поступить большее количество абитуриентов. Оно, естественно, хочет их принять - это выгодно. Возникают вопросы с наличием аудиторий, лабораторий, профессорско-преподавательского состава, биб­лиотечного фонда. И они не решаются по щелчку пальцев. Такие изменения требуют значительного времени и усилий. Особенно с точки зрения поиска профессоров. Это и есть вызов. Поэтому образовательной системе нужен прогноз: какая динамика абитуриентов ожидается. Сейчас эту работу делают сами университеты. Было бы хорошо, если бы этим занялось вновь соз­данное министерство.

Серик ИРСАЛИЕВ, президент международного университета Астана, президент ОО “Центр анализа и стратегии “Белес”, точно подмечает: искать выгоду из-за пандемии или в чужих конф­ликтах, в которых гибнут люди, - кощунство. Но история показывает, что новые возможности появляются именно в экстремальных условиях нестабильности.

- Привлекательность конфликтующих стран резко падает. Иностранные студенты, обучавшиеся в вузах Украины, вынужденно покинули страну и находятся в поисках альтернатив, - рассуждает Ирсалиев. - Им нужно доучиться по выбранной специальности с сопоставимым соотношением цена/качество и привычным языком обучения (как правило, в Украине это был русский). Отчасти это касается и иностранцев в университетах России. Для нас же это возможность не только увеличить поток студентов из других стран, но и помочь молодым людям, попавшим в тяжелую ситуацию.

Выход России из Болонского процесса не приведет к коллапсу высшего образования в этой стране и снижению его качества. Но военный конфликт, конечно же, не добавляет мотивации ехать учиться именно в вузы России, хотя тенденция на интернационализацию высшего образования никуда не делась. Если пять лет назад в мире насчитывалось 5 миллионов иностранных студентов (из них более миллиона обучались в вузах США), то, по прогнозам ЮНЕСКО, к 2025 году их станет 7 миллионов.

- На что абитуриенты и их родители обращают внимание, выбирая страну обучения?

- Исследования показали, что они ориентируются на привлекательность государства, качество и эффективность высшего образования, безопасность, образ жизни местного населения. По большинству параметров лидирует Австралия. Там доля иностранцев постоянно растет - 16-18 процентов от общего числа студентов.

Не только вузам, всем нам нужно работать над привлекательностью Казахстана в первую очередь для собственных молодых граждан и, конечно, для ребят из других стран. Пока сальдо студенческой миграции в Казахстане 5/1: на пять выехавших приходится один иностранный студент.

Оксана АКУЛОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее