3576

Средний ребёнок - это троечник

Продолжаем на страницах нашей газеты дискуссию об обновлёнке и её реформировании. Сегодня своим мнением делится учитель истории одной из карагандинских школ Евгений Мясников

Средний ребёнок - это троечник

Как были построены египетские пирамиды?

- Для меня один из негативных моментов обновленки - переориентация учебного процесса со среднего ребенка на сильного, - говорит Евгений Александрович. - Только ученик со способностями выше средних может отработать те навыки, которые отражены в текущей программе. Вы в этом легко убедитесь, если возьмете программу по истории за 8-11-й классы и обратите внимание на цели, которые прописаны к каждому уроку. Практически везде навыки высокого порядка: анализ, синтез, оценка. Извините, я работал со студентами исторических факультетов - не каждый из них обладает такими навыками. Плюс исследовательский вопрос (благо в старших классах от него отказались, но в младших он остался), на который должен ответить ученик и который должен отражать основные базовые аспекты пройденных тем.

Учитель истории Евгений Мясников

Берем пятый класс. Всемирная история. Название урока “Как и для чего были построены египетские пирамиды?” Я историк, но не смогу однозначно ответить на этот вопрос, он очень дискуссионный, спорный, вокруг него существует гигантское количество теорий. Или: “Как и почему погибла цивилизация Мохенджо-Даро?” Это не вопрос, а вопросище, его на уровне докторских диссертаций обсуждают! Да, пятиклассник, который только начал изу­чать историю, даст вам кучу версий, но чтобы это произошло, о них нужно рассказать. На это одного урока не хватит. Тренеры по обновленке говорят: “Дайте детям источники - пусть читают сами”. Хорошо, я дал источники, в них есть разные мнения. Ребенку нужно прочитать и, опираясь на эти мнения, вывести свое? Не сложновато ли для пятиклассника?

И таких примеров множество. Цель урока: “Ученик анализирует последствия буржуазной революции”. Это ж для семиклассника плевое дело. Вот она, ориентация на сильного ученика. Но в сельской, обычной общеобразовательной городской школе большая часть детей это не тянет. Средняя школа - это школа среднего ребенка. А средний ребенок - это троечник. И в этом нет ничего плохого. Не все станут кандидатами и докторами наук. Что плохого в том, чтобы работать шахтером или слесарем?

Условия НИШ и обычной школы разные. Там в классе максимум 15 человек. В НИШ все дети мотивированны. В простой - нет. Скажем, ребенок из асоциальной семьи ничего выполнять не будет, пока ты это ему не разжуешь. У него другие заботы, он, извините, часто недоедает. Ориентация на сильного ребенка должна быть пересмотрена. А мы хотим казаться лучше, чем есть.

Пароходы и Кенесары Касымов

- В программе должно быть жесткое базовое содержание. Указаны даты, имена, события, которые должен знать ребенок. И через них выводить цели урока. Тогда не будет в двух учебниках разных дат, названий, имен, трактовок событий. При составлении ЕНТ не возникнет желания всунуть вопрос, которого нет в базовой программе. Все регламентировано, и это те знания, которые должны остаться в голове.

Существующие программы не рассчитаны на закрепление, повторение, обобщение: следующая тема, следующая тема. Спроси, что мы изучали три урока назад, и тебе даже самый умный ребенок не ответит, его голова забита новой информацией.

Отказались от прямолинейности процесса, когда шли от простого к более сложному, в истории двигались постепенно - от Древнего мира к современности. Теперь программа циклична: мы в седьмом классе что-то прошли, а в десятом к этому вернулись. И считается, что ученик все вспомнит. Не вспомнит. Образовательный процесс должен быть линейным, непрерывным и логически последовательным. С обязательным повторением, обоб­щением и закреплением материала. Вот с этим авторы обновленки просчитались. Только в случае если один раздел усвоен, можно переходить к другому.

Поэтому нужно изменить парадигму: не прохождение материала, а его освоение. Сократить какие-то темы. Я не хочу сказать, что в моем предмете что-то не важно. Но ведь цель школьного исторического образования - понимание исторических процессов, закономерностей и основополагающих дат, имен и событий, которые должны воспитывать в ребенке патриота, человека с широкими социально-политическими взглядами, не подверженного деструкции.

Зачем ему знать, сколько киловатт электроэнергии в течение пятилетки вырабатывали электростанции Восточного Казахстана? Количество пароходов на реке Иртыш? Фамилии известных купцов Восточного Туркестана? Наверное, это были великие люди. Но, думаю, лучше еще один урок посвятить восстанию Кенесары Касымова и на его основании закрепить патриотическое отношение к государственности и к земле Казахстана.

В нынешней программе слабо учитываются возрастные особенности детей. Насколько я знаю, уже есть решение продлить программу по истории до 11-го класса. Сейчас ее заканчивают в 9-м, а в 10-11-м повторяют пройденное. Считаю, это правильно: 8-9-й классы - новая история, 10-11-й - новейшая. Это сложные периоды, там без высоких мыслительных навыков не обойтись. В силу возраста шести-, семиклассник такими навыками не обладает.

“Самоучка - это школьник, родители которого не делают за него уроки”.

Не плыть по течению

- В чем смысл, в чем плюсы обновленки? Я, как учитель, на уроке прорабатываю данную тему, что-то объясняю, что-то дети должны сделать сами. Затем по этой теме даю формативное задание, вижу ошибки, снова объясняю, исправляем ошибки. Это и есть обратная связь, о которой много говорили. Раздел заканчивается, мы пишем СОР. В нем задания по типу такие же, как мы отрабатывали на формативках. СОР и СОЧ я делаю сам. Как я могу взять их у кого-то, скачать в интернете и дать своим детям, если там могут быть незнакомые им аспекты? Но кто-то именно так и делает. Есть учителя, которые, столкнувшись с трудностями, решают, пользуясь случаем, плыть по течению, халявить. И это тоже проблема.

Если возвращаться к сис­теме оценивания, то ее тоже нужно пересматривать. Хотя СОРы мне нравятся, это гармоничное завершение раздела, но я не согласен с тем, что одна работа - СОЧ - дает 50 процентов итоговой оценки. Это слишком много, максимум, я считаю, 25 процентов. Еще один момент: неравнозначность разделов и, соответственно, СОРов. В одном разделе десять тем, в другом - одна. И несмотря на несопоставимость объема материала, после каждого раздела мы пишем СОР. Но разве эти оценки могут быть равны? Они должны быть симметричны.

Без охоты на ведьм

- Расскажу старый анекдот. Советское время. Совхоз. Идет собрание. Выступает председатель: “На повестке дня у нас два вопроса. Первый - замена прохудившейся крыши в курятнике. Второй - строительство коммунизма во всем мире. Так как шифер не завезли, переходим ко второму вопросу!” К сожалению, этот анекдот очень хорошо характеризует то, что происходит в нашем образовании. Что в нем и осталось с советских времен, так это номенклатурный подход. Все идет по верхам. Провозглашаются неплохие цели. Но как они реализуются... Все упирается в кадры. Внедрением обновленки, по крайней мере на местах, занимаются люди, которые в ней вообще ничего не понимают.

Нужно брать существующую систему (в обновленке есть и плюсы, я о них говорил) и постепенно добавлять в нее новые элементы. Не ломать ее о колено и предлагать новую. Точечно, плавно менять те аспекты, которые приводят к негативным последствиям. Внедрять четкую, независимую, экспертную систему аудита обновленки как в обычных школах, так и в НИШ. Без развешивания ярлыков и охоты на ведьм (высказался человек с критикой, его начинают прессовать, и он уходит со слезами и обидой на систему), иначе мы вышибем последних сильных учителей из школ. И та оценка, о которой я говорю, должна быть сформирована хотя бы за год - нужно проследить и выявить те недостатки, которые мешают работать. Не торопиться. А потом полученный результат вынести на обсуж­дение педагогов, но не только тех, которые со всем соглашаются.

Оксана АКУЛОВА, рисунок Игоря КИЙКО, Алматы

P.S. Мы предлагаем и другим учителям, методистам и экспертам в области образования принять участие в дискуссии. Если вам есть что сказать, пишите на электронную почту oks-akulova@yandex.ru или звоните по телефону 8 (727) 259-71-96 (внутр. 0306).
Поделиться
Класснуть