2327

Обновление с упущением

Мы уже сообщали, что в Казахстане будут корректировать новое содержание образования, на которое в 2016 году перешли все школы страны. Конкретных решений пока нет, поэтому мы хотим принять участие в обсуждении, предоставив слово школьным учителям. Сегодня мы беседуем с педагогом начальных классов одной из алматинских школ Еленой МАЖИБАЕВОЙ.

Обновление с упущением

- Елена Кайратовна, как вы восприняли переход на обновленку?

- Идея была хорошая. Учителям обещали: мы вам поможем, в школах появится новое оборудование, программа раскроет потенциал детей, оценки станут более объективными. Честно скажу, была воодушевлена. Я одной из первых, было это еще в 2013 году, отучилась на курсах НИШ, на которых нам рассказывали, в чем смысл новой программы. Знала, что такое критическое мышление, групповая и парная работа, понимала, как это применять на уроках - я была готова к переходу. Казалось, все будет прекрасно. Но когда обновленка пришла в школы…

В первые дни стало понятно, что оценивание в том виде, в котором его в итоге утвердили, работать не будет. Есть только СОР и СОЧ, а вместо текущих оценок - комментарии учителя в дневнике. Любому человеку понятно: не может педагог каждому ученику на каждом предмете написать полноценный комментарий. Сколько времени он должен на это потратить?! Нам говорили: есть цель - ученик должен достичь ее. Это важно, а не оценка. А если ребенок не способен достичь этой цели? Ему на эту тему нужен не один час, как предусматривает программа, а, скажем, пять. Но этих часов нет, потому что практически каждый урок - это новая тема, а через месяц СОР по пройденному материалу.

И вот сидит такой ребенок с круг­лыми глазами и не знает, что делать. А это уже моя проблема - не ученика, не родителей, не тех, кто эту программу составил. Учитель должен выкручиваться, даже если практически никто не способен усвоить этот материал за отведенное количество часов.

- Как можно выкрутиться в этой ситуации?

- После уроков оставила - еще раз объяснила, заняла 10 минут у урока художественного труда или самопознания, попросила родителей обратить внимание, дома поработать. На следующем уроке к этой теме вернулась, хотя нужно объяснять новую. А что делать? Нам говорят про дифференцированный подход к детям, но ведь и на него нужно время. Где его найти? В 2016 году, когда началась обновленка, я как раз взяла первый класс. И мы с коллегами каждый вечер собирались и обсуждали: вот здесь не получается, а как быть с этим, такой темы раньше не было... Думали, как работать.

- Что именно обсуждали?

- Знаете, возможно, кому-то покажется, что это мелочи, но на них все и строится. Почему в учебнике 1-го класса написано “прочитай”, хотя предполагается, что дети в этот момент только учат буквы. Кто должен прочитать? Я? Ребенок? В таком случае с какими знаниями он должен был прийти в 1-й класс? Как объяснить, а потом еще и отработать и закрепить материал за один-два урока, если на него нужно минимум три, а то и четыре? В 1-м классе это не так заметно - главное, научить ребенка читать и писать, но во 2-м, а особенно в 3-м и 4-м очень ощущается.

И вроде темы остались прежними: в 1-м классе - фонетика, во 2-м - морфемика и т. д. Но постоянно возникает ощущение, будто тебя подгоняют. А ведь тебе не просто нужно объяснить - провести парную или групповую работу, попросить детей ответить на вопросы, отработать материал. Помнить про развитие навыков критического мышления, умение анализировать, делать выводы, обобщать. Этому тоже нужно учить. Где взять время?

- Как вы себе отвечаете на этот вопрос: отказаться от каких-то предметов в начальной школе, от каких-то тем в учебниках? Пересмотреть количество часов на те или иные предметы?

- Ни от каких предметов отказываться не нужно и пересматривать количество часов тоже. Лучше внимательно изучать учебники и убрать некоторые темы. Зачем включать в программу 4-го класса пусть даже легкие темы для 5-го класса? Ту же работу с дробями? Пусть тогда их объясняет учитель 5-го класса. Бывает, тема появляется и больше в учебнике ее нет. Зачем ее дали? Познакомиться? При этом на важные темы остается мало времени. Они не откладываются в памяти, ученики не успевают их усвоить.

Потом ты слышишь от коллег из старшего звена: “Представляете, дети не знают, что такое спряжение глагола!” Потому что вчера мы проходили время глагола, а сегодня - спряжение. Да, мы потом к этой теме возвращаемся, но попутно, потому что у нас опять новый материал. Мало тренировочных заданий. Один ребенок понял, второй что-то захватил, третий только сделал вид, что усвоил. Опять же, где время на закрепление? Его должно быть больше, даже на простых темах. Если есть азы, если отработаны навыки на простом, и сложное будет даваться лучше. А мы бежим...

Вот сейчас во 2-м классе во второй четверти считали примеры с переходом и без перехода через десяток, в третьей пошла таблица умножения от двух до пяти, в четвертой мы ее продолжим, учим до конца. Раньше в четвертой четверти она только начиналась. Основная отработка шла в 3-м классе. Теперь же мы перейдем в 3-й класс, начнем повторять трехзначные и четырехзначные числа, сумму и разность чисел, решение задач закрепим…

И у нас уже пойдут умножение двузначного числа на однозначное, трехзначного на двузначное, деление. Предполагается, что к этому моменту ребенок прекрасно знает таблицу умножения. Как вам кажется, достаточно было времени, чтобы отработать ее до автоматизма и перейти к решению более сложных примеров?

- Можно наверстать то, что мы упустили за эти пять лет?

- Я не думаю, что мы очень многое упустили. Все темы в учебниках есть, другое дело, что мало времени на их отработку. Можно исправить. Хотя, конечно, заметно, что дети мало читают, плохо говорят, не понимают, что написано в учебнике. Когда мы проходим произведения на литературном чтении, приходится объяснять даже обычные слова, не архаизмы. Очень много ошибок в постановке ударений. Узкий кругозор.

Конечно, не у всех. Дети разные, всегда было так. Но я говорю о среднем уровне и впечатлениях. И виновата в этом не только обновленка, это тоже нужно признать. Я не против обновленки, в ней много хорошего, но ее нужно довести до ума, не торопясь, только после глубокого анализа. Я тоже хочу увидеть высокий уровень успеваемости и качества знаний у наших детей. Тоже хочу, чтобы они научились самостоятельно работать и мыслить. Но тогда мы не должны быть привязаны к каким-то конкретным показателям качества, как сейчас.

Давайте помнить, что не все дети тянут программу. Человек может быть трудоспособным, но при этом неспособным. Почему мы этого не учитываем? Я работала по обновленке в нескольких классах, и в каждом был разный уровень качества знаний: в одном - 90 процентов, а в другом - 50. Учитель один, программа одна, а дети разные, их уровень восприятия, родители другие.

- О чем сейчас хочется сказать людям, принимающим решения?

- Мне хочется больше сделать на уроке, больше дать, а я на эти возможности смотрю как на улетающий воздушный шарик. У меня нет на это ни времени, ни ресурсов. Что-то нужно добавить в учебники, что-то убрать. И дать право на ошибку и учителю, и ученику. Сейчас его нет. Нам - конкретные показатели качества знаний. Детям - отличные и хорошие оценки. У ребенка должна быть возможность сделать работу над ошибками после СОР и СОЧ. Дети, особенно в начальной школе, очень эмоционально реагируют на любые контрольные работы. Утром перед СОР звонит мамочка: “Ребенок не придет, у него живот болит. Наверное, съел что-то”. Не съел. Это страх. Это же дети!

Не хотелось бы, чтобы события развивались по такому сценарию: программы проанализируют, что-то переделают, дадут какие-то рекомендации и скинут на учителей. Да, я понимаю, что в группах, которые будут заниматься корректировкой, есть и мои коллеги. Но этого недостаточно.

Должны быть экспериментальные площадки - школы, которые идут по программе, анализируют ее и по ходу дают рекомендации. Причем пошагово, с обоснованиями. Это убрать, здесь, наоборот, добавить, в этом моменте дать больше времени на закрепление, провести еще один диктант и т. д. Чтобы не повторилась ситуация с внедрением обновленки. И не надо скидывать на учителей все проблемы и ответственность. Мы готовы работать, но и нас надо услышать.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

P.S. Мы предлагаем другим учителям, методистам и экспертам в области образования принять участие в дискуссии. Если вам есть что сказать, пишите на электронную почту oks-akulova@yandex.ru или звоните по телефону 8 (727) 259-71-96 (внутренний 0306).
Поделиться
Класснуть