4688

Импортнёры казахстанской экономики

Почему буксует казахстанская экономика? Что выгоднее: производить свой товар или покупать аналогичный за бугром? Стоит ли пытаться сделать нашу страну независимой (насколько это разумно) от импортной продукции? А может, нам так и тянуть свою незавидную сырьевую лямку?..

Импортнёры казахстанской экономики

Таможня берёт добро

То и дело в информлентах появляются сообщения о новых проектах, призванных поставить экономику Казахстана на новые рельсы. А мы все ждем, когда это случится, и не видим, что творится за фасадом планируемых успехов. Наши бизнесмены и могут, и хотят работать, и готовы преодолевать сложности в виде нехватки трудовых ресурсов и инвестиций. Многие из них горят желанием освоить не только внутренний, но и внешний рынок. Смелые люди! Они будто не знают, что импорту у нас везде дорога и зеленый свет. А вот экспорту…

Совсем недавно Всемирный банк распространил статистику показателя “Международная торговля” в рейтинге Doing Business 2020 (см. таблицу). Приведенные в ней цифры в информационном плане для Казахстана - настоящая бомба. Они говорят о том, о чем у нас чаще молчат. А именно: сложился невероятный дисбаланс между импортом и экспортом, отрицательно влияющий на экономику страны в целом.

Общий заговор молчания на эту тему привел вот к чему: время, затраченное на экспортные процедуры, в Казахстане измеряется 233 часами! Это вдвое-втрое дольше, чем в других странах СНГ. Время на оформление импортного товара у нас не превышает…

8 часов. И это в десятки (!) раз меньше, чем у соседей. Вишенкой на торте выглядит стоимость импорта: она у нас нулевая. А вот за экс­порт с наших бизнесменов госор­ганы берут добро, вытряхивая по 470 долларов на таможне и еще по 200 - за оформление документов.

То есть, не кривя душой, можно смело считать, что поддержка импорта в Казахстане беспрецедентна, а угнетение экспорта достойно примера, которым никто не спешит воспользоваться. Почему же у нас в порядке вещей то, что другие страны считают для себя немыслимым?

Риторика в порядке, практика хромает

- Несмотря на то что риторика поддержки экспорта у нас существует, фактически она исключительно неэффективна, - считает экономист, директор центра прикладных исследований ТАLАP Рахим ОШАКБАЕВ (на снимке). - В том же рейтинге Всемирного банка в целом мы занимаем вроде бы престижное 25-е место, однако по показателю “Международная торговля” наш уровень на 100 пунктов ниже. Вот что тащит нас вниз! У нас по импорту действительно все замечательно, у импортеров к Казах­стану ноль претензий, потому что у нас к ним, по сути, ноль требований. С экс­портом все наоборот. Вот почему все наши потуги представить свои товары за рубежом пока бесперс­пективны. Можно сколько угодно возить казах­станскую продукцию на международные выставки, но как только возникает вопрос поставок ее за рубеж, все идет прахом из-за сложных и очень дорогих экспорт­ных процедур.

По факту результаты, представленные Всемирным банком, - это скандал. В нем, очевидно, замешаны некие силы, которые ведают положением дел на рынке, имеют возможность протолкнуть нужные им решения и документы, другими словами, лоббируют стабильность существующего в экономике статуса-кво. В конце концов, кто-то же обеспечил одобрение документов, установивших в Казахстане дикий дисбаланс между импортом и экс­портом! Понятно кто: те, кому это выгодно, - крупные игроки на рынке поставляемой в Казахстан разнообразной продукции, чьих ресурсов с лихвой хватает и на информподдержку своих интересов, и на обеспечение действия нужных им законов.

Рост есть. А силы?

В принципе, если бегло взглянуть на возможности казахстанских производителей, которые силятся обеспечить импортозамещение, то ситуация выглядит не столь уж мрачной. Официальные данные свидетельствуют о росте показателей в базовых отраслях, поэтому правительство уже сочло возможным скорректировать прогноз реального роста валового внутреннего продукта страны с 2,8 до 3,1 процента по итогам текущего года.

Но хватит ли у казахстанских предпринимателей сил противостоять девятому валу импорта? Давайте посмотрим, как обстоят дела в разных сферах экономики, оперируя цифрами из открытых официальных источников.

Одно из самых ярких событий последнего времени - создание в Казахстане собственной антиковидной вакцины. Мы стали одной из стран, которым удалось столь важное дело. Но вот беда: оказалось, что разработать столь важную “фарму” у нас гораздо легче, чем обеспечить ее массовое производство. Ввиду отсутствия нужных конвейерных мощностей разлив вакцины будут делать за рубежом.

В прошлом году казахстанские фармацевты увеличили выпуск продукции на 34 процента. Импортеры от них не отстали, увеличив свои поставки примерно на те же проценты, но в денежном выражении на несравненно большие суммы. Импорт лекарственных средств у нас в стране превышает экспорт в шесть раз.

Возьмем продукцию мясного бизнеса. При рыночной доле импорта в размере 14,5 процента доля экспорта мяса составляет всего лишь два процента от внут­реннего производства. С колбасами еще интереснее: почти 40 процентов этого вида товаров на полках наших магазинов привезено из-за рубежа. И лишь один процент казахстанской продукции идет на экспорт.

А что с автопромом, который уже показал 22-процентный рост? Там все хитрее. Мы видим, как открывают сборочные производства, на конвейер ставят новые модели легковушек и тракторов с комбайнами, но… возникает воп­рос госсубсидий, выделяемых государством, например, для сферы сельского хозяйства, ведь именно там у нас есть огромный спрос на агрегаты. Действующее в Казахстане правило компенсации инвествложений аграриев обеспечивает им возмещение до 25 процентов затрат на покупку импортной сельхозтехники. И это для них очень выгодный бонус. В то же время в других странах разум­ным считается иной подход: направлять деньги не покупателям, а производителям машин. Так они удешевляют продукцию своего автопрома. У нас наоборот. Выходит, что иностранные производители, изначально поддержанные субсидиями собственных государств, приходят в Казахстан для получения новой помощи! Как говорится, ласковый теленок двух маток сосет, а нашим остается наблюдать.

Это бизнес. Ничего личного?

Рахим Ошакбаев подчеркивает, что у Казахстана, имеющего международные обязательства в плане отказа от создания препон для импорта, все же остаются инструменты для установления нужного экономике баланса.

- Мы можем воспользоваться квазитарифными либо нетарифными барьерами, - считает Ошакбаев. - Яркий пример - утильсбор и дискуссия по этому поводу. Вообще, сам по себе утилизационный сбор - это классическая мера нетарифной защиты рынка, то есть говорится, что его направляют на расходы по утилизации машин в целях улучшения экологии. Но по факту импортеры получают надбавку на стоимость ввозимого в страну товара. А внутреннему рынку дается сигнал: дешевле производить здесь, чем откуда-то везти готовые машины. Та же Россия очень успешно пользуется этим инструментом, а у нас он попал под атаку импортеров, которые не хотят инвестировать в реальное производство. Ну о чем тут говорить, если один из крупнейших мировых производителей сельхозтехники за 30 лет поставил в Казахстан своей продукции на миллиарды, но так и не удосужился обзавестись здесь ни одним центром техобслуживания. О какой-то локализации даже заикаться не приходится…

Между тем в сети уже появилась инициатива о петиции, которая будет направлена в адрес президента Казахстана с требованием отказа от утильсбора. Ее авторы оперируют простыми и понятными каждому аргументами о последствиях этой меры: мол, вырастут цены. Конечно, никто этого не хочет. Но чего на самом деле хотят те, кто противодействует нетарифным мерам поддержки казахстанских производителей?

- Богатство занимающихся импортом компаний велико, их обороты исчисляются миллиардами долларов, - подчеркивает Рахим Ошакбаев, - а значит, позволяет им профинансировать покупку мнений так называемых блогеров, общественных активистов и даже депутатов. Но тут уже требуется политическая воля на самом верху: либо мы применяем всю доступную палитру инструментов поддержки, либо не надо мучить одно место. Если правительство дает производителям льготные кредиты и налоговые преференции, но в то же время не закрывает рынок от жесткого влияния извне, то эти меры сами по себе не сработают. А если хватит духу выдержать такой марафон (работы здесь на годы), то власти по праву смогут требовать от производителей исполнения обещаний по инвестициям, уровню локализации, созданию рабочих мест, а бизнесмены - спокойно работать, полагаясь на адекватные меры защиты.

В общем, недалек уже момент истины для казахстанской экономики. Что выберут вершители ее судьбы? Утвердится ли окончательно превосходство импорта, который продолжит пополнять карманы ограниченной группы людей и компаний? Или все же победит идея индустриализации, способная обеспечить рабочие места, развитие сервиса, рост налогов?.. При всей очевидности вопроса уверенности в адекватном ответе пока нет.

Стас КИСЕЛЁВ, Костанай

Поделиться
Класснуть