4084

В диалоге рождается истина

В своей статье “Кто, если не мы?!” (см. “Время” от 18.2.2021 г.) я высказал беспокойство по поводу превратного общественного мнения о якобы низком качестве казахстанской высшей школы. Подобная негативная оценка, не имеющая объективного основания, - результат слабой осведомленности наших граждан о существенных положительных преобразованиях в вузовской системе.

В диалоге рождается истина

Свою роль сыграло и грубое искажение фактов, свободно размещенных в общедоступном интернете. Хочу повториться в своем глубоком убеждении: мы, организаторы образования со стажем, знающие систему изнутри, не можем допустить подрыва авторитета отечественной высшей школы. Не можем умалять достоинства позитивных шагов, предпринятых министерством за последнее время.

Именно с этой целью я высказал конкретные предложения по дальнейшему совершенствованию образования. Я искренне признателен министру образования и науки Асхату АЙМАГАМБЕТОВУ за проявленный им интерес к этим предложениям. Как истинный профессионал, он сумел аналитически вникнуть в их сущность, оценить их оправданность. В доверительной обстоятельной беседе мы, два министра (первый в независимом Казахстане и действующий), фактически осмыслили дальнейшие шаги в реализации намеченных корректив. И я в очередной раз убедился: руководитель ведомства, его первый заместитель в совершенстве, достоверно владеют ситуацией. Министр умеет прислушаться, готов к разумному диалогу. Фактически это живой пример реализации на деле установки президента страны Касым-Жомарта ТОКАЕВА о слышащем государстве.

Убедителен был и его последний шаг: впервые за все последние годы состоялась коллегия ведомства с участием ректорского корпуса частных вузов, где были обсуждены проблемы, высказаны конкретные предложения. Уверен: данная инициатива первого руководителя системы образования была проявлением его профессиональной зрелости. Если хотите, мужества.

Беседуя с Асхатом Канатовичем, я невольно пришел к выводу, сколь похожи наши министерские судьбы. На мою долю выпал сложный период обретения республикой независимости, 30-летие которой мы отметим в этом году, что потребовало значительного реформирования образования. Казахстан призван был обеспечить подготовку нового поколения специалистов в соответствии с прогрессивными критериями делового цивилизованного мира. За короткий промежуток времени нам удалось при поддержке Елбасы Нурсултана НАЗАРБАЕВА успешно запустить целый ряд инноваций: программу “Болашак”, трехъ­язычие, тестирование, лестницу “бакалавр - магистр - доктор PhD” в системе высшего и послевузовского образования, регио­нальные университеты, частные вузы и т. д.

На долю моего молодого коллеги выпала не менее сложная судьба: в условиях стремительно развивающегося мира, новых технологий и все новых вызовов XXI века обеспечить конкурентоспособность отечественного образования. Это и присоединение к Болонскому процессу, и обновленное содержание школьного обучения, и новые образовательные программы высшей школы, и переход к полиязычию, к латинице, 12-летнее школьное образование, изменение статуса педагога. Я уже не говорю об экстремальных условиях перехода на онлайн-обучение. Все это потребовало значительных усилий и, естественно, воли первого руководителя, его команды.

Следует отдать должное: министерству удалось своевременно внести необходимые коррективы в реализуемую стратегию, выработать новые действенные меры, направленные на повышение качества всей системы образования.

Надежным ориентиром стали “точки роста”: Назарбаев Интеллектуальные школы, Назарбаев Университет, внедрившие в систему самые передовые образовательные технологии. Приняты меры по расширению доступности высшего образования. Значительно увеличено количество государственных грантов. Как позитивный шаг следует оценить отделение выпускных экзаменов в средней школе от ЕНТ. Это решение сняло излишнюю неоправданную напряженность в обществе, когда дело доходило до суицидальных случаев. Теперь ЕНТ можно сдавать четыре раза. А с текущего года внедрен электронный формат, который позволяет сдавать ЕНТ в течение трех месяцев (вместо недели, как было прежде).

Обеспечена поддержка педагогов. Безусловной заслугой нового министра является принятие благодаря поддержке президента страны закона “О статусе педагога”. Реально возросла заработная плата учителя. Появились доплаты за категорию, проверку работ и т. д. Глава государства Токаев поддержал инициативу министра о необходимости повышения в два-три раза стоимости государственного гранта. В настоящее время министр поставил перед ректорами государственных вузов четкую задачу повысить зарплату преподавателей, ограничив при этом учебную нагрузку до 680 часов в год. Считаю это большим достижением. На протяжении всех 30 лет мы много говорили о необходимости поддержки педагогов. Однако ограничивались лишь частичными мерами, да и то в основном морального характера. А сейчас сформирован надежный механизм реальной поддержки педагогов всех уровней.

Развернута значительная работа по повышению качества предоставляемых вузом образовательных услуг. Основным продуктом, с которым вуз выходит на рынок, являются образовательные программы. В этой связи считаю несомненным прогрессом создание их реестра. Независимая экспертиза, конкуренция образовательных программ, несомненно, ощутимо скажутся на качестве высшего образования.

Как своевременную и оправданную оцениваю необходимость закрытия вузов, “печатающих дипломы”. В погоне за доходами они вводят в заблуждение население, наводняют рынок неквалифицированными специалистами, подрывают доверие к казахстанской системе высшего образования, в том числе к негосударственным вузам. Об этом неоднократно говорил и глава государства.

Принимаются меры по поддерж­ке ученых страны. Ежегодными стали конкурсы научных грантов, увеличилось их количество. А доведение к 2025 году финансирования науки до 1 процента ВВП послужит переломным моментом в научной сфере. Считаю, что при такой поддержке правительства, прогрессивном видении президента Токаева, возможно, мы даже приблизим сроки обеспечения этих благоприятных условий для развития нашей науки до 2023 года. Хочу верить в наши возможности. Большую науку невозможно сделать без талантов. Именно с этой целью и была внедрена программа “Болашак”.

Что касается участия в Болонском процессе, этот элемент реформирования способствовал быстрой перестройке системы по европейским стандартам. Уверен, что идея создания центральноазиатской зоны высшего образования с трансляцией принципов Болонского процесса укрепит международный имидж Казахстана.

Несколько слов о разделении функций МОН. Свое суждение я высказал исходя из соображений многоплановости его деятельности. Но, учитывая специфику современного образования, требующего строгой, логически связанной преемственности в системе “школа - вуз”, трудно не согласиться с мнением министра Аймагамбетова. Та самая функциональная грамотность, способность к критическому мышлению, к адаптации в условиях стремительно меняющихся вызовов времени - все это, естественно, требует жесткого единства требований, предъявляемых к образованию на всех его этапах. Да и поколение сегодня иное - продвинутое, широко информированное. И, скорее всего, в таком небольшом по численности населения государстве, как Казахстан, разделение системы образования на два ведомства пока может оказаться преждевременным. Готов в этом согласиться с доводами министра.

В завершение хочу высказать пожелание в адрес нашего министра. При ключевых нововведениях в сфере образования больше опираться на авторитетное мнение ведущих ректоров, не ограничиваясь только личной ответственностью первого руководителя.

Система образования всегда в зоне внимания руководства страны. Ее проблемы постоянно заслушиваются на рабочих совещаниях при президенте республики. Будущее нового поколения специалистов - это наша общая гражданская ответственность. Естественно, поэтому конструктивный анализ наболевших проблем со стороны профессио­налов в образовании ни в коем случае не может быть оценен как попытка дискредитации системы, подрыв авторитета ее руководителей. А готовность к диалогу, к обсуждению - это всегда признак делового цивилизованного мира.

За годы независимости у руля образования сменилось много руководителей. Некоторые из них, имевшие реальные, конкретные программы по выводу казахстанского образования на мировой уровень, не смогли, к сожалению, воплотить их в жизнь. Нынешнему руководству МОН надо дать шанс на реализацию своих прогрессивных начинаний. Уверен, здоровые силы казахстанского общества ради интересов дела, несомненно, поддержат этот задел.

Когда у министра четкое видение путей дальнейшего развития казахстанской системы образования, потенциал прогрессивного руководителя, ее судьба в надежных руках.

Ережеп МАМБЕТКАЗИЕВ, президент Казахстанско-Американского свободного университета международного партнерства, академик НАН

Поделиться
Класснуть