Гражданин и государство: он уважать себя заставит
Совершенно новый для казахстанского законодательства нормативный правовой акт, принятый парламентом и уже подписанный главой государства, - Административный процедурно-процессуальный кодекс (АППК) будет регулировать взаимоотношения граждан с государственными органами, а также рассмотрение споров между ними.
К административным процедурам относятся порядок вынесения и исполнения решений, выносимых госорганами при выполнении ими своих функций, а также рассмотрение обращений граждан (например, о регистрации прав на недвижимость или получении лицензии на торговлю алкоголем).Надо заметить, к Кодексу об административных правонарушениях АППК не имеет никакого отношения - это совершенно разные институты. О новом документе мы побеседовали с доктором юридических наук, профессором Каспийского университета Романом ПОДОПРИГОРОЙ.
- Чем АППК может быть полезен рядовым гражданам? Какие проблемы они могут решить с помощью адмпроцедур?
- АППК носит ярко выраженный правозащитный характер. Это проявляется во многих вопросах. В частности, без участия гражданина будет невозможно принять неблагоприятное для него решение - отказать в выдаче лицензии, регистрации юридического лица, проведении демонстрации и т. д. Он будет иметь право представлять свои возражения, знакомиться с материалами так называемого административного дела, делать выписки, снимать копии с документов. Иными словами, иметь допуск в бюрократические процедуры, если затрагиваются его права и интересы.
Акты, изданные госорганами, теперь будет не так просто отменить. Даже в том случае, когда, предположим, принято незаконное решение, являющееся благоприятным для гражданина. Поскольку определен ограниченный перечень оснований, когда это можно сделать.
В отношениях с госадминистрацией вводятся новые принципы. Нельзя злоупотреблять формальными требованиями, то есть требовать того, что не установлено законодательством. Презюмируется, что все документы, которые представляются гражданином, являются достоверными. Акты и действия госорганов должны быть соразмерными и справедливыми и т. д. Если спор рассматривается в суде, гражданин вправе рассчитывать на то, что суд поможет ему в сборе доказательств. Больше стало возможностей не просто признать акт незаконным, но и понудить государственный орган к действию в свою пользу.
- Презентуя АППК, его разработчики говорили о том, что он предоставляет гражданам гарантии реального участия в принятии управленческих решений. Каким образом они смогут реализовывать это право? И будет ли это, по вашему мнению, вообще работать на практике?
- Это скорее дежурные фразы. Дело в том, что основной смысл кодекса не в обеспечении права граждан на участие в госуправлении, а в регулировании процедурных правил деятельности государственной администрации с тем, чтобы эти процедуры были понятными, прозрачными, учитывали права и интересы граждан, а также в создании помимо гражданского и уголовного еще одного вида судопроизводства - административного.
Другое дело, что в АППК есть специальная глава о так называемой упрощенной административной процедуре, в рамках которой рассматриваются сообщения, предложения, отклики, запросы граждан, не связанные с изданием административного акта. В этом смысле граждане действительно могут обращаться в госорганы со своими сигналами, инициативами, проектами с тем, чтобы отреагировать на какие-то общественно значимые проблемы. Сейчас эти вопросы регулируются законом о порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц, который утратит силу с введением в действие АППК.
У граждан появляется больше процедурных возможностей для защиты своих прав. В идеале госорганы будут обязаны учитывать эти права и интересы при принятии решений и осуществлении различных действий. В свою очередь суды, по идее, будут смелее принимать решения в пользу граждан в спорах с государством.
- Будем откровенны: далеко не все граждане сегодня доверяют власти. Насколько, по-вашему, уместен прописанный в АППК принцип права на доверие?
- Я понимаю подтекст вашего вопроса. Но в данном случае речь не идет о политической психологии. Этот институт имеет юридическое насыщение. Его значение заключается в том, что гражданин должен быть уверен, что власть не сможет запросто отменить изданные ею акты, к примеру, отменить решение о выделении ему земельного участка. Он доверяет власти в этом смысле. И его доверие охраняется соответствующими положениями, главным образом, ограничением возможности отмены уже изданных актов, о чем мы говорили выше. Такое право на доверие содержится во многих современных законах об административных процедурах.
- Есть ли сложности, проблемы с введением в нашу жизнь норм АППК?
- В плане административных процедур основные проблемы связаны с тем, что кодекс несколько запоздал. Процедурное законодательство в Казахстане стало развиваться в другом направлении, в частности, через институт государственных услуг. Теперь каким-то образом надо внедрить правильные принципы и нормы уже в действующие нормативные правовые акты. В административном процессе наряду с АППК придется применять положения Гражданского процессуального кодекса, из которого, считаю, также надо было перенести в АППК гораздо больше производств. Кроме того, не удалось убрать прокурора из спора гражданина с государством.
- Какие шаги предстоит предпринять до введения кодекса в действие?
- Очень серьезные ресурсы надо потратить на подготовку государственных служащих и судей к применению положений АППК. Возможно, еще до введения его в действие (вводится в действие с 1 июля 2021 года. - М. А.) потребуется издание комментариев к этому непростому акту. В судебной системе предстоит создать административные суды. Кажется, что времени много - целый год. Но и работы предстоит тоже немало.
Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимра ЗАИКИНА и из архива Романа ПОДОПРИГОРЫ, Алматы