Что-то мне тревожно...
Как коронавирусная паника влияет на наше состояние
Психотерапевт Рашид АЗИЗОВ - один из консультантов проекта психологической помощи и поддержки населения Республиканского научно-практического центра психического здоровья. Вместе с коллегами он помогает казахстанцам, которые не могут самостоятельно справиться с навалившимися на них психологическими проблемами.
- Рашид Давлетович, всем понятно, что люди сейчас паникуют: сметают нужные и не очень лекарства в аптеках, простаивают в очередях на КТ и ПЦР, пересылают друг другу схему лечения от COVID. Нам всем сейчас можно поставить диагноз?
- Всем, конечно, нельзя. Но очевидно, что уровень тревоги сильно увеличился. Наш проект стартовал в начале апреля, когда режим ЧС только ввели и все находились в режиме самоизоляции. Да, и тогда люди боялись заразиться. Но вокруг было меньше тех, кто болел, среди знакомых они практически не встречались, и эти эмоции проявлялись не так ярко и массово.
- На что люди жаловались три месяца назад?
- Они страдали из-за необходимости самоизолироваться. Не могли адаптироваться к удаленной работе. Не знали, как вести себя в конфликтных ситуациях, которые возникали в семье. Мы стали сталкиваться со случаями бытового насилия - такие обращения появились примерно через месяц после начала карантина. В самоизоляции ресурсы нервной системы постепенно истощаются, резко усиливается раздражительность, возникает более выраженная склонность к вспышкам гнева. И человек начинает выдавать поведенческие срывы.
В обычной жизни мы можем их контролировать: поругались супруги, один из них вышел из дома, прогулялся, поговорил с кем-то, и все. А когда ты вынужден находиться в четырех стенах, сделать это невозможно. Женщины рассказывали, что мужчина впервые поднял руку - ничего подобного раньше в семье не было.
- После того как закончился весенний карантин, обращений стало меньше?
- Их не стало меньше, просто люди обращались уже с личными проблемами - их жалобы больше не были связаны с самоизоляцией. Сейчас ситуация обратная: людей снова пугает коронавирус. Это говорит о том, что они не просто боятся заболеть, а думают, что им не окажут помощь, переживают за своих близких. Мы снова видим, как усиливается тревожность. Нельзя назвать одну причину, это всегда совокупность факторов.
В современном обществе резко изменились механизмы информирования. Раньше это было прерогативой СМИ, сейчас же в соцсетях и мессенджерах кроме новостей моментально распространяются слухи и фейки - это сложно контролировать. А когда человек находится в состоянии тревоги, у него резко падает способность адекватно оценивать информацию. Он начинает действовать и принимать решения очень эмоционально.
- Это ведь отражается и на нашем физическом состоянии? Я вот регулярно нахожу у себя признаки коронавируса. А когда успокоюсь, понимаю, что их на самом деле нет.
- Вирусная инфекция - это всегда достаточно сложно, поскольку ее симптомы не являются строго специфическими: температура, потливость, отсутствие аппетита, исчезновение обоняния. Есть такой феномен в медицине, который называется “напряжение нервной вегетативной системы”. Это экстренный механизм нашей мобилизации. Когда усиливается тревога, у человека могут возникать те же ощущения, что и при признаках ОРВИ.
Организм находится в стрессе, напряжении, готовности драться или бежать. Мы настроены на борьбу, нам нужен дополнительный кислород - учащается дыхание. Если действительно деремся - кислород расходуется, тогда все в порядке. Если же этого не происходит, наш организм начинает ограничивать избыток кислорода, и у человека возникает ощущение затрудненного дыхания. Это абсолютно физиологический процесс, но многих он может напугать, даже ввергнуть в панику.
Отсюда и бесконтрольный прием лекарств, желание попасть в больницу, попытки сдать все анализы. Конечно, все это зависит от личностных особенностей. Одни более эмоционально реагируют на провоцирующие ситуации, другие относятся к этому спокойно. Но постепенно возникает подобие цепной реакции: один человек воздействует на другого и так далее. Тревожность постепенно перерастает в ипохондрию. Человек начинает находить у себя симптомы заболевания, которых нет или которые слабо выражены. Даже врачи могут интерпретировать их как признаки заболевания и начать лечить. Все это чревато серьезными последствиями. Поэтому рядом должен быть человек, способный адекватно оценить ситуацию и успокоить. Порой этого бывает достаточно.
- Казахстан вновь начал жить в режиме ограничений. Два фактора - карантин (пусть и не такой жесткий, как весной) и панические настроения в обществе - наслоятся друг на друга. Это может усугубить ситуацию?
- Мы уже знаем, что такое карантин, он нас не пугает, поэтому воспринимаем необходимость самоизоляции проще и, я бы сказал, правильнее. Можно будет гулять - все же ощущение свободы передвижения важно для каждого из нас. Многие именно на это жаловались во время весеннего карантина. Другое дело, что обстановка может нагнетаться из-за экономических факторов: люди не оправились после весеннего простоя, и их пугает то, что предстоит пережить. По-моему, именно это может усугубить какие-то негативные психологические факторы.
Как снизить уровень тревожности
1) Вовремя ложиться спать и просыпаться. Сон - это единственная эволюционная составляющая, которая работает на нашу стрессоустойчивость. Если вы не выспались, уровень тревоги и напряжения будет выше, это негативно отразится даже на соматических показаниях.
2) Соблюдать режим питания, работы, физических нагрузок, прогулок, общения. Во время карантина очень важно ощущение контроля ситуации. Кроме этого обязательно отдыхайте и уделяйте себе хотя бы немного времени.
3) Делать дыхательные упражнения, практики для релаксации. Ограничить количество информации, которую вы потребляете, попросту не читать все подряд. Все это формирует иммунитет, только психологический. Что касается успокоительных препаратов, наш эксперт не рекомендует их принимать: самые простые, скорее всего, дадут слабый эффект, а сильнодействующие должны назначать врачи.
4) Получить полезную информацию или обратиться за онлайн-консультацией можно на сайте www.covid-19.mentalcenter.kz.
Оксана АКУЛОВА, фото предоставлено Рашидом АЗИЗОВЫМ, Алматы