36530

Анар КАИРБЕКОВА, бывший ректор ЮКГПУ: Как только я заявляю о коррупции, меня тут же увольняют!

Одна из главных ньюсмейкеров сферы образования последних месяцев дала откровенное интервью газете “Время”

Анар КАИРБЕКОВА, бывший ректор ЮКГПУ: Как только я заявляю о коррупции, меня тут же увольняют!

Звезда чиновницы Анар КАИРБЕКОВОЙ взошла в августе прошлого года, когда она, будучи директором департамента административной работы и госзакупок Министерства образования и науки, заявила о коррупции в ведомстве. Женщину сначала уволили, потом, отменив приказ бывшего ответственного секретаря МОН Арына ОРСАРИЕВА, восстановили в должности директора департамента, а затем назначили ректором Южно-Казахстанского государственного педагогического университета (ЮКГПУ). Правда, во главе вуза Каирбекова проработала всего около четырех месяцев - снова попала под увольнение. Почему так складывается ее судьба, Анар Мерекеевна рассказала корреспонденту “Времени”, обратившись в редакцию после выхода материала “Стартап не удался” (см. “Время” от 13.2.2020 г.).

Анар Каирбекова в тех самых кроссовках, которые в жалобе фигурируют как “спортивный костюм”.

- Вы стали известны широкой публике в августе прошлого года, когда начали выступать с видеообращениями в соцсетях. Потом вас назначили ректором ЮКГПУ, и это выглядело как попытка откупиться, но теперь уволили и оттуда. Почему, на ваш взгляд, этот скандал никак не закончится?

- Меня за полгода уволили дважды: первый раз из министерства, второй - из университета. И, на мой взгляд, оба увольнения связаны с тем, что я публично заявляла о фактах коррупции в МОН и мне таким образом отплатили. В первом случае я заявляла, что к коррупции могут быть причастны два вице-министра, а также ответственный секретарь. Сейчас я выявила коррупционные факты в ЮКГПУ, о чем письменно сообщила министру Асхату АЙМАГАМБЕТОВУ, и тут же последовало наказание - меня уволили с должности ректора!

Все эти события напрямую связаны с моими требованиями работать в соответствии с законодательством. Первые конфликтные ситуации в МОН у меня возникли, когда я, будучи директором департамента административной работы и госзакупок, начала обращать внимание руководства на то, что в некоторых тендерах есть серьезные коррупционные риски. Интересное совпадение: когда мне удалось доложить о ситуации по миграции серверов на сумму 48 млн тенге тогдашнему министру Ерлану САГАДИЕВУ, он в отличие от других министров дал поручение разобраться, но буквально через несколько дней его сменила Куляш ШАМШИДИНОВА. Я к ней обращалась неоднократно, но она никак не реагировала.

- Про Куляш Ногатаевну говорят, что она была отличным директором школы.

- Но чтобы руководить министерством, этого, я считаю, недостаточно. Меня она игнорировала, да и в целом мне особо ничем не запомнилась. Именно при ней внутренний конфликт в министерстве вышел на новый уровень: меня обвинили в том, что я якобы заставила одну из сотрудниц составить мне список продуктов, дали за это выговор. Потом министром назначили Асхата Аймагамбетова. Я надеялась, что он во всем разберется, писала ему служебные записки о коррупционных рисках в осуществлении процедур государственных закупок, но он также проигнорировал мои обращения.

Обратите внимание: все мои заявления подтвердились! Я доказывала, что у вице-министра Фатимы ЖАКЫПОВОЙ плагиат в научной работе - мне никто не верил. А Аймагамбетов, продвигающий со всех трибун академическую честность и добропорядочность, не предпринимал никаких мер в отношении Жакыповой, напротив, до последнего выгораживал и защищал, пока это не вызвало возмущения сенаторов. Или ситуация с помощником ответсека Нурланом КУДЕРОВЫМ - его задержали в августе по подозрению в хищениях, но и здесь Аймагамбетов игнорировал мои обращения.

- Так помощника-то оправдали...

- Да, но признали виновной эту девочку (Бахтыгуль КАСЫМОВУ. - М. К.), она в той же приемной сидела, была внештатным помощником ответственного секретаря, хотя ее трудоустроили в подведомственную организацию. И потом, приговор суда ведь еще не вступил в силу, мне говорили, что прокуратура будет подавать протест. И какая, в общем-то, разница, кого осудили - факт хищения в МОН доказан! Не скрываю, что это именно я обратилась в антикоррупционную службу, чтобы там разобрались, как сотрудники МОН организовали школу стартапов. Я ведь изначально пыталась привлечь внимание министра к этой проблеме, но он меня проигнорировал. А потом меня подвергли травле, сделали из меня скандальную личность и даже влезли в мою личную жизнь. Когда уже нечего было мне предъявить, какую-то грязь вытащили на всеобщее обозрение, в белье начали копаться.

- Теперь же вас уволили из университета согласно формулировке - за некие недостатки и невыполненные задачи.

- Какие задачи можно выполнить за три месяца?! Это только предлог. А дело было так: в университете было три проректора, одна из них по учебной работе - Баршагуль Кашкын-кызы ИСАБЕК. Она давно работает в университете, досталась мне по наследству от предыдущего ректора Оналбая АЯШЕВА. Его, кстати, освободили от занимаемой должности задолго до моего назначения, но он числился в вузе руководителем управления.

При назначении мне Асхат Аймагамбетов сказал, что Аяшева трогать нельзя, пусть работает, машину за ним надо сохранить служебную, кабинет. Я не спорила с министром. У Аяшева, кстати, есть свой частный вуз в городе Жетысае. И вот в декабре его вызывали в МОН якобы по делам этого вуза. После возвращения он пришел ко мне и рассказал, что в министерстве его настоятельно просили организовать коллективную жалобу на меня. Мне Оналбай Аяшевич сказал, что отказался, но самое интересное, что после этого в его частный вуз приехали подряд две проверки из МОН, отозвали лицензии на некоторые специальности, передали иски в суд, дело шло к закрытию частного вуза Аяшева. А потом в феврале появилась анонимка против меня…

- Интересная версия...

- Это еще не все. В декабре нам выделяют 63 дополнительных государственных образовательных гранта МОН плюс еще два акима выделяют 38 грантов. Распределяла эти гранты проректор по учебной работе Исабек. Есть процедуры, есть требования: высокие баллы, социальное положение детей, предпочтение отдается детям-сиротам либо из многодетных семей. 13 января проректор дает мне подготовленный ею список тех, кого мы должны перевести на гранты с платного обучения. Но мне до этого поступила информация, что у студентов собирали по 700 тысяч за то, чтобы перевести их на грант, со ссылкой, что якобы эти деньги пойдут напрямую в министерство, а уж там помогут с переводом. Это ли не коррупция?..

- И как вы поступили?

- Когда мне стало об этом известно, я дала распоряжение проверить подготовленный проректором список претендентов на грант. И тут выяснилось, что как минимум десять человек не должны быть в этом списке - у них не такие высокие баллы, как требуется. Провели внутреннюю проверку. Я справку об итогах внутренней проверки с сопроводительным письмом переслала министру Аймагамбетову, попросив его уволить проректора в связи с высокими коррупционными рисками и проверить законность распределения грантов, а также и весь учебный процесс за 2019 год. 22 января мое письмо ушло в столицу, также я направила заявление в антикоррупционную службу Шымкента. В итоге проректора вызвали в МОН, и через несколько дней в Фейсбуке появилась анонимка на меня, размещенная проплаченным блогером.

Когда я работала в МОН, в состав руководимого мной административного департамента входило управление кадровой работы, и такие жалобы на ректоров от преподавателей поступали десятками! Никого не увольняли, тем более без проведения служебного расследования, как это произошло в моем случае. На днях, например, была жалоба на ректора госвуза: и машину он служебную использует в личных целях, и учебный процесс хромает... Но его не уволили! А недавно в интернете появилось видео с руководителем другого государственного вуза, где он в стриптиз-клубе девушкам в нижнее белье деньги кладет, но и он продолжает работать! А меня вот уволили...

- Я читал жалобу, в ней кошмарное количество ошибок, даже не верится, что ее писали педагоги. В целом вас обвиняют в неумении руководить вузом, а проявляется это в том, что вы заставляете сотрудников выходить на работу в воскресенье, позволяете себе приходить на занятия в спортивном костюме, пьете чай во время заседания ректората…

- Давайте по пунктам. Действительно, некоторых сотрудников вызывали на работу в воскресенье, поскольку вуз готовился к приезду первого президента. Но всем без исключения отработка в выходные была оплачена. Я сама засиживалась на работе как минимум до 11 вечера, все это видели. В спортивном костюме я не ходила, хотя один раз пришла в кроссовках, поскольку в тот день выезжала на строительный объект, где возводят новое общежитие, а остальная одежда была делового стиля. Это что, страшный грех, за который уволить мало?

В целом я поставила в известность министра о коррупции в вузе, но вместо адекватной реакции заряженного на чистоту чиновника я стала испытывать давление. И до сих пор это продолжается. Обратите внимание: как только я заявляю о коррупции, меня тут же увольняют!

- Раз уж вы сами об этом заговорили… Есть версия, что причина ваших трудностей кроется в другом. Ходят слухи, что все ваши успехи в карьере связаны с неким покровителем, чей авторитет сейчас заметно ослаб, и это напрямую сказывается на вашем положении. Как вам такая версия?

- Это абсурд, бред. Я начала карьеру на госслужбе с самой нижестоящей должности и всего добивалась сама. Тут, скорее, вопрос к Аймагамбетову: как он с должности начальника управления образования скакнул в кресло вице-министра, а потом стал министром?

В Казахстане достаточно авторитетных ученых. Это раньше считалось, что женщин тянут наверх их мужья, а сейчас, наоборот, мальчики удачно женятся и получают повышение по службе.

- Телеграм-канал “Всемирное шежiре” прямо называет вас токал Омархана ОКСИКБАЕВА, бывшего руководителя Счетного комитета. Вы работали там в одно время с ним.

- Это полная чушь и грязь, которую даже не хочу комментировать! Легких путей никогда не искала, много и тяжело работала и всего добивалась сама.

- В YouTube есть ролики, где некая женщина звонит вам и требует отстать от ее мужа. Как это прокомментируете?

- Ролики про себя я видела и даже догадываюсь, кто их запустил в интернет. Я думаю, это те же люди, которых я уличила в коррупции. Этим они преследовали цель хоть как-то очернить меня. И потом, это всего лишь моя личная жизнь. В итоге кто оказался прав? Все, о чем я заявляла, подтвердилось: и коррупция, и плагиат. А из меня сделали аморальную женщину, чью-то токал, потому что обвинить больше не в чем!

- Я знаю, что вы уже на протяжении длительного времени судитесь со своими недоброжелателями. Сколько у вас сейчас судебных процессов?

- Сейчас один. Меня обвинили в клевете, когда я публично заявила о коррупции в министерстве. Интересный момент: после того как я записала видео, мне позвонили из антикоррупционной службы, пригласили к Алику ШПЕКБАЕВУ. Я ему все рассказала, он меня поблагодарил за патриотизм. Все факты я изложила в официальных заявлениях еще в начале сентября, до сих пор борцы с коррупцией проверяют эту информацию, ни одного дела не завели! И это очень странно - полгода прошло!

В суде я показала свои заявления в Агентство по противодействию коррупции, рассмотрение должны отложить до принятия процессуальных решений, но этого не произошло. Так что суд пока один, но скоро будет второй: я собираюсь обжаловать свое увольнение из университета.

- Получается, теперь ваша основная цель - вернуться на работу в вуз?

- Нет, теперь моя основная цель - добиться увольнения министра образования. Все, что я говорю, потом подтверждается. Это касается и плагиата в МОН, и коррупции. Теперь пришла пора показать всем, что из себя представляет Асхат Аймагамбетов. Я считаю, что он не должен руководить сферой образования.

Михаил КОЗАЧКОВ, фото предоставлено Анар КАИРБЕКОВОЙ, Алматы

Поделиться
Класснуть