6876

Азат ПЕРУАШЕВ: Пассажиры - это не мешок с углем

Мажилисмен настаивает на проведении парламентских слушаний по безопасности полетов. По его словам, проблем в этой сфере много, но они никак не решаются.

Азат ПЕРУАШЕВ: Пассажиры -  это не мешок с углем

Напомним, 29 января лидер партии “Ак жол” обратился с официальным запросом на имя премьер-министра Аскара МАМИНА и генерального прокурора Гизата НУРДАУЛЕТОВА с просьбой возбудить иск о взыскании с компании Bek Air компенсации за моральный ущерб и пережитые страдания пассажиров разбившегося лайнера. Он также предложил через уполномоченные органы добиться от Bek Air возврата казахстанцам денег за билеты на отмененные рейсы (см. “Мертвые не могут защититься”, “Время” от 30.1.2020 г.). Мы связались с Азатом Турлыбековичем и попросили рассказать, что стоит за официальным запросом: личная инициатива или же просьбы пострадавших в авиакатастрофе?

- И то и другое! Сначала ко мне обратились люди с жалобами на то, что им не возвращают деньги за купленные билеты на рейсы, которые должны были состояться уже после авиакатастрофы. Когда я стал выяснять обстоятельства, узнал, что даже по отношению к пострадавшим Bek Air не проявила элементарного человеческого участия. Поэтому в моем запросе затронуты два момента: с одной стороны, возмущение клиентов этой авиакомпании, с другой - я, как гражданин, считаю такое поведение авиакомпании неправильным.

- На днях авиагентства сообщали, что предлагают клиентам Bek Air в качестве компенсации некие промокоды, которые потом можно будет использовать для оплаты авиа­билетов других компаний. Это правильно?

- Нужно учитывать, что это рынок, рыночные отношения. Билет - это документ, подтверждающий отношения между клиентом и услугодателем. Компания, конечно же, может предлагать различные решения этой ситуации. Но она должна была начать это делать давно, а не после того, как прошел месяц и люди не знают, что им делать. К слову, через несколько часов после моего депутатского запроса появился их ответ: обращайтесь по месту приобретения билетов. Это неправильно! Люди могли при­обрести билеты в другом городе, потом оттуда уехать. Компания должна отвечать за свои услуги, а не футболить людей туда, где они брали билеты.

Разумеется, хорошо, что компания начала двигаться и предлагать какие-то варианты. Все остальное зависит от самих граж­дан: соглашаться им на эти условия или не соглашаться. Тут я советовать ничего не могу. Но меня возмущает сам факт того, что более месяца люди были заложниками этой ситуации: деньги заплатили, но полеты не состоялись (как вы знаете, после этого ЧП лицензия авиакомпании была приостановлена). И авиакомпания должна была решить этот вопрос.

Но не это самое главное во всей этой ситуации. Больше всего возмущает отношение руководства авиакомпании к жертвам и пострадавшим в авиакатастрофе. Мне после запроса звонили несколько человек - близкие и друзья погибших и пострадавших. Один из них рассказал, что его сын сильно пострадал: руки-ноги сломаны, глаз выбит, повреждение головы, грудины. Уже месяц лежит в больнице, только сейчас начал делать первые шаги с помощью ходунков. И за все это время никто из авиакомпании даже не позвонил! Никакого учас­тия! Они выразили сочувствие через прессу! Но ведь это ваши клиенты, вы на них зарабатываете. Клиент - это партнер, а не слуга. Не он тебе должен, а ты ему! Будь добр, прояви человечность. Пассажиры - это не мешок с углем, а живые люди.

- В своем запросе вы коснулись не только Bek Air, но и уполномоченных госорганов…

- Да, потому что в этой ситуации виновата не только авиакомпания. Сейчас в авиакатастрофе разбирается правительственная комиссия - она расставит все точки. Но уже по той информации, что есть, очевидно, что были нарушения: когда шла застройка прилегающей к аэропорту территории, вина контролирующих органов, которые закрывали глаза на нарушения авиакомпании, тем самым проявляя халатность. Глава государства через час после авиакатастрофы написал в Твиттере, что все виновные будут наказаны. Но до сих пор неизвестно, что происходит с причастными к этой катастрофе. Если они продолжают работать, то они могут влиять на ход расследования. По-хорошему этих людей надо отстранить от работы как минимум. Ведь к ним нет доверия: если они по своей халатности допустили такую трагедию, то вполне возможно, что они до сих пор относятся к своим обязанностям спустя рукава. Вопрос не только в самой авиакомпании, но и во всей системе. Поэтому я и предложил провести парламентские слушания по проблеме безопасности полетов в Казахстане. Это ведь не первый самолет падает. И не первая компания оказывается в такой ситуации.

- Как вы думаете, какая судьба будет у вашего запроса? Будут ли предприняты какие-то меры или же те, кому вы его адресовали, ограничатся стандартными отписками?

- Я надеюсь, что отписок не будет, поскольку есть общественный резонанс. А сегодня гос­органы стараются реагировать на реакцию общества - это залог того, что мы будем услышаны. Кроме того, авиапроисшествия оцениваются не только внутри страны, но и на международном уровне. Поэтому я думаю, что к выводам комиссии будет большое доверие и соответствующие выводы будут иметь прямые организационные последствия.

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото с сайта akzhol.kz, Алматы

Поделиться
Класснуть