3157

Позади Москва

Как правительство России через ограничение беспошлинного ввоза интернет-покупок интересуется карманами казахстанцев.

Позади Москва
Фото: jaluzi-center.com.ua

Одной из казахстанских норм, которая вошла в законодательство сначала Таможенного союза, а потом и Евразийского и которая влияла непосредственно на граждан стран союза, было увеличение беспошлинного ввоза интернет-покупок до 1000 евро в месяц.

Она, конечно, понравилась российским гражданам, но не понравилась российским ритейлерам, которые в экономике РФ занимают огромную нишу. В России ритейл представлен огромными торговыми сетями, имеющими от 5000 до 12 000 магазинов в каждой. Разумеется, у соседей сети оказывают огромное влияние на социально-экономическую обстановку и имеют очень сильных лоббистов.

Формально заказчиком снижения нормы беспошлинного ввоза является Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ). Несколько лет она добивалась снижения порога беспошлинных закупок, и с января 2019 года норма опустилась до 500 евро, а с 1 января 2020 года ее еще раз снизили - до 200 евро в месяц. Но сейчас Минфин РФ соглашается опустить норму до 100 евро за одну посылку с 1 июля 2020 года, до 50 евро - с 1 января 2021-го и до 20 евро - с 1 января 2022-го.

Если посмотреть на состав членов АКИТ, то можно увидеть, что практически половина из них - это российские филиалы европейских компаний (Швеция, Франция, Германия, Италия и др.). Стоит ли идти у них на поводу, ограничивая экономическую свободу своих граждан? Ведь фактически война за норму беспошлинных закупок - это война за прибыли российских подразделений европейских ритейлеров с китайскими площадками интернет-торговли. Нужно ли нам ввязываться в эту войну?

30-31 января в Алматы на заседаниях совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и Межправительственного евразийского совета будет обсуждаться этот вопрос. Мне хотелось бы обратиться к представителям нашего правительства (Министерство торговли и интеграции, а также Миннац­экономики и Минфин): не соглашайтесь на российское предложение, несмотря на то что они будут говорить об увеличении поступлений в бюджет.

Внутри России уже все решено, в Беларуси нормы и так были мизерные, в Кыргызстане и Армении электронная торговля неактуальна, остаемся только мы - только от нашей позиции будет зависеть, пройдет эта норма в ЕАЭС или нет.

Почему нам это невыгодно? У нас нет таких крупных сетей, которые нужно защищать, и до сих пор основная торговля идет через базары и мелкие магазины. Более того, ассортимент в наших торговых сетях в основном представлен не местными, а белорусскими и российскими товарами.

У нас не Россия, где около 70 процентов населения проживает в городах. У нас всего три мегаполиса, и почти половина казахстанцев живет в селах. Поэтому интернет-торговля помогает людям купить те товары, которых в их населенном пункте нет и не будет.

Кроме того, мы целенаправленно переходим на безналичные расчеты и развитие электронной торговли. Если мы будем какой-то сегмент электронной торговли ограничивать, то это скажется на ней всей: снова возродятся схемы с посредниками, когда просто высылается список товаров и наличные доллары, а потом посредник в Китае все закупает и высылает как обычную посылку от человека человеку.

У казахстанцев падают доходы уже несколько лет подряд, при этом налоговое давление и на них, и на бизнес последние два года растет. Доля продовольственных товаров в расходах уже выросла до 50 процентов. Зачем на этом фоне ограничивать возможность закупок? Не надо нам еще российских и европейских миллиардеров кормить за свой счет.

Снижение количества посылок сразу ударит и по “Казпочте”: снизится прибыль, и она будет вынуждена поднять цены на все пересылки. Надо помнить, что “Казпочта” в сельской местности часто основной очаг жизни и площадка присутствия государства. А как показал опыт Беларуси, снижение норм беспошлинных закупок сразу ухудшило положение их почты, и они до сих пор от этого оправиться не могут.

Сейчас Казахстан получает долю от таможенных пошлин меньше реальных. Какой смысл снижать экономическую свободу своих граждан ради денег, которые все равно в наш бюджет не придут?

Это далеко не все причины, по которым казах­станским представителям следовало бы проявить твердость и наложить вето на российское предложение. От того, что какая-то женщина в райцентре не сможет покупать в прежнем количестве косметику и перепродавать ее соседям, никому в нашей стране лучше не станет.

Марат ШИБУТОВ, политолог, Алматы

Поделиться
Класснуть