Касым-Жомарт Токаев: «Цель – укрепить экономику и суверенитет»
Интервью Главы государства газете «Ana tili»
– Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич, в прошлом году в интервью газете «Egemen Qazaqstan» Вы подвели основные итоги года и определили ключевые направления предстоящей работы. Это уже становится хорошей традицией, которая помогает гражданам лучше понимать суть развития страны. Уверен, сегодняшний наш разговор также будет содержательным и открытым. И первый вопрос: чем ушедший год стал примечателен для Казахстана?
– В прошедшем году было много важных событий, проведена большая работа. К примеру, во всех регионах шла модернизация инженерно-коммунальной инфраструктуры, пришедшей в плачевное состояние. В эксплуатацию введено 18 миллионов квадратных метров жилья. Построено и отремонтировано 7 тысяч километров автомобильных дорог. Запущены новые пассажирские терминалы аэропортов в Алматы, Кызылорде и Шымкенте. Реализованы масштабные проекты в горнодобывающей, нефтехимической и металлургической отраслях. Активное развитие получил обрабатывающий сектор, доля которого в структуре промышленности почти уравнялась с добывающим сектором. Особо хотел бы отметить успех наших аграриев, собравших рекордный за последние десять лет урожай – почти 27 миллионов тонн зерна.
В начале прошлого года в интервью я говорил, что 2024 год станет для Казахстана во многом определяющим. Так и произошло. Начав системные и даже болезненные экономические реформы, мы заложили прочный фундамент пятилетнего развития страны. Реализованных проектов и инициатив в этом направлении очень много, и будет еще больше.
Казахстан – это социальное государство, поэтому в прошлом году начались выплаты по программе «Нацфонд – детям», увеличились пенсии, пособия, стипендии, заработные платы гражданских служащих. По всей стране построены сотни новых школ, детских садов и физкультурно-оздоровительных комплексов. Открылись свыше десяти филиалов ведущих зарубежных вузов. Увеличилось финансирование науки, серьезную поддержку получили деятели культуры. Сделан упор на развитие массового спорта. Все это – полезные инвестиции в укрепление созидательного потенциала граждан.
В условиях беспрецедентной геополитической напряженности Казахстан укрепил свои позиции на международной арене как государство, играющее полезную роль в налаживании диалога во имя мира. Это благоприятно влияет на обеспечение безопасности и устойчивое экономическое развитие нашей страны.
В целом ушедший год был непростым, можно сказать, сложным. Казахстан ощутил негативное влияние внешних факторов, в наши планы также вмешалась природная стихия. Но мы не только удержали ситуацию, но и продолжили реализацию реформ. Таким образом, стратегия созидания продолжила свое развитие.
– Вы упомянули беспрецедентные паводки, которые весной прошлого года охватили половину регионов страны. Тогда Вы дали конкретные поручения уполномоченным органам по устранению последствий стихии. И граждане убедились в том, что проведена большая работа. Однако наводнение обнажило многие проблемы. Какие уроки извлекло государство из этой природной катастрофы?
– Паводки прошлого года стали серьезным испытанием для нашей страны. Таких масштабных наводнений в Казахстане не было. Но государство сумело оперативно отреагировать на опаснейшую ситуацию. Была своевременно организована эвакуация людей, налажена работа пунктов временного размещения, разбронированы материальные резервы. В аварийно-спасательных работах приняли участие сотрудники не только МЧС, но и МВД, Министерства обороны, Национальной гвардии и других структур – всего около 63 тысяч человек. Нам удалось спасти жизни людей и обеспечить их благополучие. И это главное.
Важным уроком разрушительного наводнения стало то, что с подобными стихиями мы сможем справиться только общими усилиями. Во время паводков воочию убедились в мощном потенциале волонтерского движения: добровольцы со всей страны помогали спасателям, собирали гуманитарную помощь, поддерживали пострадавших.
Наводнение действительно оказалось очень разрушительным: были повреждены дома, дороги, мосты, социальные и коммерческие объекты, погибла часть скота. Надо признать, что таких тяжелых последствий можно было бы избежать, если бы в последние десятилетия должное внимание уделялось строительству защитных дамб и других гидротехнических сооружений.
Это упущение мы сейчас исправляем. В Парламенте рассматривается проект нового Водного кодекса. Утверждены концепция и комплексный план по управлению водными ресурсами. В этих документах предусмотрено строительство до 2030 года более 40 новых и реконструкция 37 действующих водохранилищ, а также модернизация свыше 14 тысяч километров ирригационных каналов.
Начата масштабная модернизация системы прогнозирования и профилактики чрезвычайных ситуаций. Для решения проблемы дефицита специалистов-водников, усиления исследовательской деятельности создан Казахский национальный университет водного хозяйства и ирригации.
В начале декабря прошлого года я принял участие в One Water Summit, который проходил в Саудовской Аравии под председательством Казахстана и Франции. Выступая на этом важном мероприятии, отдельно остановился на необходимости повышения устойчивости к стихийным бедствиям, связанным с водой. Действительно, вопросы водной безопасности, борьбы с изменением климата требуют совместных усилий международного сообщества. Это приоритетный вопрос для Казахстана.
Сама жизнь показывает, что именно в сложные времена вскрываются застарелые болезни общества. Но нет худа без добра. Поэтому кризисы нужно воспринимать без излишней драматизации. Мы должны действовать деловито, находить верные решения острых вопросов.
В адрес государственных служащих часто звучит необоснованная критика, но ведь все познается в сравнении, особенно с другими странами. Начиная с пандемии коронавируса и по сегодняшний день, мы успешно справляемся со всеми кризисными ситуациями.
Ликвидация последствий весенних паводков показала эффективность государства. Ни одна пострадавшая семья не осталась без помощи и поддержки. Были построены дома и приобретены квартиры, восстановлены инфраструктурные объекты, возмещены убытки всем пострадавшим от большой воды жителям и бизнесменам. Причем сделано это было в кратчайшие сроки. Ощутимый вклад в устранение последствий наводнения внес и крупный бизнес.
В сегодняшнем неспокойном мире растет количество техногенных и природных катастроф, и далеко не все государства, в том числе развитые, оказываются к ним готовы. Мы все в этом убедились и в 2024 году. Безусловно, нам еще многое нужно сделать, но на фоне других стран Казахстан в плане реагирования на чрезвычайные ситуации выглядит достойно.
В конце декабря в Мангистауской области потерпел крушение самолет азербайджанской авиакомпании. Трагедия унесла жизни 38 человек, в том числе шестерых граждан Казахстана, много людей получили тяжелые травмы.
В таких ситуациях счет идет на секунды. Наши спасатели, медики, полицейские действовали оперативно, слаженно, проявили профессионализм и гражданскую ответственность. Находившиеся неподалеку от места трагедии работники Мангистауской региональной электросетевой компании незамедлительно пришли на помощь пострадавшим. Не остались в стороне и местные жители. Благодаря такой самоотверженности наших граждан было спасено максимально возможное количество жизней. Выражаю искреннюю признательность каждому, кто принимал участие в спасательных работах.
О солидарности и сочувствии казахского народа к жертвам авиационной катастрофы говорит тот факт, что наши граждане в массовом порядке поспешили сдавать кровь.
Для расследования причин авиакатастрофы создана Правительственная комиссия. Кроме того, приглашены 17 международных экспертов, в том числе от ИКАО и МАК. Правительственной комиссией принято решение направить бортовые самописцы для расшифровки в Бразилию, где было изготовлено судно. Уверен, это единственно правильное решение для обеспечения объективности и непредвзятости расследования.
– Вы сказали о своем участии в международном форуме в Саудовской Аравии. Таких мероприятий в ушедшем году было много, что породило разговоры о Вашем предпочтении в сторону именно внешней политики: Президент – профессиональный дипломат и тяготеет к международной деятельности. Это правда?
– Дело в том, что Казахстан с точки зрения географического расположения, экономического потенциала, современной геополитики рассматривается большинством государств мира как страна, имеющая стратегическое значение. Поэтому с нами хотят поддерживать дружественные отношения не только традиционные партнеры, но и страны даже африканского континента.
На Западе, да и во всем мире, Казахстан называют средней державой. Этот статус, конечно, ко многому обязывает, прежде всего к ответственному поведению на международной арене, конструктивному подходу к острейшим проблемам современности. Исходя из этого, Казахстан выступает последовательным сторонником ООН как «общего дома всего человечества», безальтернативной и универсальной организации.
В то же время, как Глава государства, я ежедневно занимаюсь вопросами внутренней политики, считаю эту работу абсолютно необходимой. Поэтому утверждение о перекосе в моей деятельности в сторону внешней политики неверно.
Моя главная цель – укрепить экономический потенциал, суверенитет и международные позиции нашего государства. С самого начала президентства и по сей день всю ответственность за принимаемые решения и их последствия беру на себя, по-другому работать не могу и не хочу.
– Кстати, коль скоро Вы упомянули ООН, хотел бы задать деликатный вопрос. В социальных сетях запущена информация, что Вы планируете возглавить ООН в 2026 году и в связи с этим в нашей стране будут проведены досрочные президентские выборы. Насколько это соответствует действительности?
– Мне почти три года довелось возглавлять Женевский офис ООН в качестве заместителя Генерального секретаря ООН и Генерального секретаря Конференции по разоружению. Получил полезный опыт и понимание механизмов международных процессов. Полагаю, этого более чем достаточно. У меня большие планы по развитию страны на много лет вперед, которые я намерен реализовать...
– В обществе есть разные мнения по поводу перехода на единый часовой пояс. Мы знаем, что ведутся дискуссии между Парламентом и Правительством. Что Вы думаете по этому вопросу?
– Конечно, я в курсе данной ситуации. Правительство уверено в своей правоте, считает, что в Казахстане должен быть единый часовой пояс. Барселонская декларация по применению Здорового времени тоже рекомендует не увлекаться внедрением разных часовых поясов и переходами с зимнего на летнее время и наоборот. В то же время стали поступать обращения граждан, разгорелись дискуссии в публичном поле по поводу целесообразности решения Правительства.
На мой взгляд, вопросы, вызывающие разногласия в обществе, требуют обстоятельных обсуждений. Поэтому в Парламенте состоялись общественные слушания с участием ученых, экспертов, представителей регионов. Договорились до 1 марта всесторонне исследовать влияние смены часового пояса на жизнедеятельность граждан и экономику страны. После чего будут сформулированы конкретные предложения.
Убежден, Парламент и Правительство смогут конструктивно рассмотреть данную проблему и совместно принять взвешенное решение.
– В прошлогоднем интервью Вы сказали: «Правительство просило предоставить ему самостоятельность и дополнительные полномочия – оно их получило. Но надо понимать, что и спрос теперь будет особый». С момента формирования нынешнего состава Правительства уже прошло 11 месяцев. На мой взгляд, это достаточный срок, чтобы сделать первые выводы. Насколько Вы довольны работой Кабинета министров?
– Задача Правительства – обеспечить рост экономики и повысить благосостояние граждан. Кабинет министров в целом с ней справляется.
За прошедший год достигнуты неплохие результаты в диверсификации экономики, развитии обрабатывающей промышленности, модернизации инфраструктуры. Однако есть и проблемные моменты.
Постоянно требую от министров более эффективной работы и смелости при принятии решений. Общество предъявляет высокие требования к работе Правительства, и это вполне обоснованно и естественно.
Поэтому работа Правительства будет оцениваться объективно, по конкретным результатам. Главный критерий – это благополучие граждан. Если экономические достижения положительно не влияют на уровень жизни людей, значит, они существуют только в виртуальной реальности.
В скором времени состоится расширенное заседание Правительства. Там мы подведем итоги года, обсудим все текущие вопросы, наметим новые планы.
Убежден, экономический рост на уровне 4 процентов недостаточен для Казахстана. Об этом говорю даже иностранным представителям. Правительству предстоит поиск источников более высокого роста экономики...
– Прошло уже три года после январских событий. За это время о них было многое сказано в публичном поле. Вы сами подробно говорили о них, в том числе в прошлогоднем интервью. Понимаю, что раз за разом отвечать на одни и те же острые вопросы непросто. Тем не менее не могу не коснуться данной темы. В обществе бытует мнение, что тайны январских событий до конца не раскрыты. Что Вы можете сказать об этом? Что нужно сделать, чтобы подобная трагедия не повторилась вновь?
– Спустя три года после Қаңтара большинство наших граждан убедились в том, что главной причиной беспрецедентных беспорядков стала очевидная социальная несправедливость, политический застой, а также неуемные амбиции заговорщиков, их безразличие к судьбе народа и государства. Такие ситуации, к сожалению, обычны для мировой истории. И Казахстан здесь не первый и, думаю, не последний.
Вокруг Қаңтара по-прежнему витают домыслы и разные версии произошедшего. Тем более, что некоторые ангажированные лица, вынашивающие определенные политические расчеты, жонглируют фактами, пытаются манипулировать эмоциями граждан.
После решительных мер по наведению порядка и последующей стабилизации ситуации мною было дано поручение уполномоченным органам начать объективное расследование всех обстоятельств январских событий. Следствие прошло в открытом режиме, преступники привлечены к ответственности. В Парламенте состоялись специальные слушания. Это беспрецедентный случай в нашей истории.
Первые парламентские слушания были проведены спустя три месяца после январских событий, вторые – через год. На слушаниях выступили не только представители госорганов, но и правозащитники. Открыто высказывались разные мнения, задавались неудобные вопросы. И все это – в прямом эфире, процесс широко освещался в отечественных и зарубежных СМИ. Власть сознательно пошла на такой шаг, поскольку сама заинтересована в том, чтобы в обществе не осталось никаких вопросов.
Говоря о январских событиях, надо иметь перед глазами картину тех дней: разбитые машины, разграбленные магазины, захваченные государственные здания, избиения военнослужащих, кража оружия, насилие над женщинами. Нельзя позволять безответственным политиканам распространять недостоверную, лживую информацию, чтобы предать забвению нависшую тогда над нашей государственностью реальную опасность. К счастью, большинство наших граждан отделяют зерна от плевел. Такие трезво мыслящие, рассудительные люди являются ядром и опорой нашего государства.
Одно ясно: не будь тогда решительных действий в отношении зачинщиков погромов и организаторов переворота, Казахстан сейчас был бы совершенно другим государством, с гораздо меньшей самостоятельностью и ограниченным суверенитетом.
Благодаря единству нашего народа мы смогли пройти через это тяжелейшее испытание. Безусловно, Қаңтар научил всех нас многому. Первое, власть в стране должна быть консолидированной, никакого двоевластия. Второе, Глава государства – это нанятый на определенный срок государственный менеджер, а не «тень Всевышнего». Третье, нужен тщательный отбор кандидатов на высокие государственные должности, включая руководителей силовых органов, они должны быть преданы Родине, Республике Казахстан. И самое главное – нужно повсеместно внедрять принципы справедливости, как зеницу ока беречь единство народа на основе концепции «Закон и Порядок». Те, кто против данной концепции, выступают за анархию в обществе во имя «демократических ценностей», по сути, хотят подорвать казахскую государственность. С этим мириться нельзя. Самая высокая степень демократии – это торжество закона. К этой цели пролегает тернистый путь...
– Вы неоднократно говорили, что нужно объективно оценивать деятельность первого Президента, воздавать должное его историческим заслугам. И такая позиция постепенно находит понимание в обществе. Как часто Вы общаетесь с Нурсултаном Абишевичем?
– Любая историческая эпоха имеет свои светлые и темные стороны. В нашей новейшей истории положительных моментов все же было гораздо больше. И это факт. В сравнительно короткие сроки была создана устойчивая государственность, сформированы институты власти, построена новая столица, юридически зафиксирована государственная граница, налажено полезное сотрудничество со многими странами, привлечены иностранные инвестиции в экономику.
Было бы неправильно отрицать такие достижения. Если мы строим справедливое государство, то надо таким же образом относиться и к истории, и к тем, кто ее творил. Это нужно для будущего нашей нации. Без честной и объективной оценки прошлого мы не сможем уверенно двигаться вперед. Нельзя в угоду политической конъюнктуре на ходу перекраивать свою историю и, тем более, опасно переписывать историю с чистого листа.
Конечно, в ходе многолетнего президентского правления Нурсултана Назарбаева были упущения, но не ошибается тот, кто не работает. После ухода в отставку, но оставаясь Председателем Совета Безопасности, он, надо откровенно сказать, не отличался политической деликатностью, регулярно проводил у себя совещания с участием Премьер-министра, Председателя Национального банка, министров, акимов. На это с удивлением смотрели даже зарубежные руководители и дипломаты, не говоря уже о нашей общественности. Появилась даже шутка: «Назарбаев после отставки пошел на повышение, получил в подчинение Президента». Но в жизни было не до шуток.
Такая ситуация породила волну слухов о двоевластии. Да и чиновничий класс впал в смятение, посещая то один, то другой кабинеты и путаясь в поручениях. Ряд чиновников попытался даже юридически обосновать эту ненормальную ситуацию: мол, институт Елбасы должен стоять выше президентской власти. Рубежными событиями, предопределившими реальный кризис власти, стали заявление Нурсултана Назарбаева на заседании Astana Club в ноябре 2021 года о возможности возвращения в Акорду со ссылкой на 92-летнего Махатхира Мохамада, а также участие экс-президента в саммите СНГ в Санкт-Петербурге в декабре того же года. Накануне ему было передано провокационное по своему содержанию письмо местного политолога с обоснованием решительных мер по восстановлению «Золотой эпохи Елбасы».
Но сейчас нужно проявить здравый смысл и по-достоинству оценить исторические заслуги Нурсултана Назарбаева перед Казахстаном. Как Президент, обязан руководствоваться государственными интересами, думать о единстве нашего народа.
Что касается Вашего вопроса, то сейчас мы общаемся по телефону примерно раз в месяц.
– Недавняя встреча первого президента с Владимиром Путиным в Москве вызвала разные толкования и оценки. Высказывалось также недоумение по поводу целесообразности такой встречи спустя пять лет после официальной отставки, были запущены и конспирологические версии, связанные с предстоящими президентскими выборами в Казахстане. Ваше мнение: зачем и кому нужны такие встречи, кто их инициатор?
– Декабрьская встреча Нурсултана Назарбаева с Владимиром Путиным, кажется, вторая в ушедшем году. О первой встрече в начале осени в СМИ не сообщалось. Они, видимо, встречаются как давние друзья и коллеги, им есть что вспомнить. Инициатором таких встреч выступает Нурсултан Абишевич, для него они крайне важны. Нельзя забывать, что, как бывший председатель Совета министров Казахской ССР, партийный руководитель и затем президент суверенного Казахстана, он морально и политически тесно связан с Кремлем. Ведь столько времени было проведено в командировках в Москве, на съездах и пленумах, в ходе рабочих и официальных визитов.
– Вы всегда говорите о важности обеспечения принципа «Закон и Порядок». Но некоторые воспринимают это как попытку «закрутить гайки». Как Вы относитесь к подобного рода высказываниям?
– Неправильно полагать, что принцип «Закон и Порядок» касается лишь правоохранительной сферы. Понимаю данный принцип гораздо шире. «Закон и Порядок» – это основной принцип государственного строительства.
Речь ни в коем случае не идет о попытке установить тотальный контроль над обществом путем применения карательных мер. Принцип «Закон и Порядок» – это, по сути, фундамент зрелой демократии и основа правового государства. Без «Закона и Порядка», без уважения к правовым нормам невозможно построить Справедливый Казахстан, превратить его в успешное государство.
Поэтому наша задача – укоренить этот принцип в нашей системе ценностей, сделать его неотъемлемой частью народного менталитета и общественной жизни. Понимаю, что понадобится немало времени и усилий для укоренения «Закона и Порядка» в нашем обществе, ведь далеко не все граждане готовы к восприятию данного принципа как образа жизни. Но дорогу осилит идущий.
– Криминальный инцидент, произошедший в Талгаре, вызвал большой резонанс в обществе. Всем интересно Ваше мнение по данной ситуации.
– Повторяю, принцип «Закон и Порядок» в нашей стране должен быть незыблем. В своем Послании, еще до происшествия в Талгаре, потребовал от правоохранительных органов покончить с криминалитетом и бандитизмом.
Надо помнить, во время январских событий именно бандитские группы выступили в качестве исполнителей организации массовых беспорядков.
В последние два года государство показало свою способность эффективно бороться с организованной преступностью. Выявляется и пресекается деятельность наиболее опасных преступных групп, определяются их коррупционные связи и источники финансирования. В прошлом году к уголовной ответственности привлечено 246 лиц, в том числе 30 лидеров организованных преступных группировок. Эта работа находится на моем особом контроле.
После происшествия в Талгаре правоохранительные органы приняли все необходимые меры, подозреваемые в преступлении задержаны. Следственные действия подошли к завершению. В скором времени состоится суд по данному делу.
Все меры уполномоченных органов в связи с трагическим случаем в Талгаре полностью соответствуют требованиям закона. Остальное – домыслы и инсинуации деструктивных деятелей, попытки политизировать ситуацию. Это недопустимо.
Применительно к фигурантам данного инцидента хочу напомнить, что казахский народ с распростертыми объятиями принял соотечественников из-за рубежа, назвал их қандасами. И те, кто прибыл на свою историческую Родину, обязаны строго соблюдать законы Казахстана, не нарушать общественный порядок, не совершать незаконные деяния, тем более в странах прежнего проживания они вели себя так, как этого требовали власти...
Полный текст интервью на русском языке можно прочитать здесь.
Беседовал – Ерлан ЖҮНІС