Акценты министра Тургумбаева
Почему новый глава МВД своим первым замом назначил куратора службы, а не оперативных подразделений, как это было раньше? Как он намерен провести аттестацию и когда стражи порядка наденут новую форму? Будет ли кадровая чистка в рядах полицейских? Какое спецподразделение создано в структуре правоохранительных органов и каким преступлениям будет противостоять? Об этом и многом другом в эксклюзивном интервью корреспонденту “Времени” Тохниязу Кучукову рассказал министр внутренних дел генерал-лейтенант полиции Ерлан ТУРГУМБАЕВ.
- Ерлан Заманбекович, на коллегии МВД глава государства прямо указал на ряд недостатков ведомства и дал соответствующие поручения - от обеспечения эффективного взаимодействия полиции с обществом до снижения смертности на дорогах и защиты наших граждан от последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций. Какие меры вы уже приняли для выполнения поручений президента?
- Справедливо отмечено, что полиция должна стать помощником граждан, быть ближе к населению. Сегодня по поручению Елбасы - первого президента Нурсултана Назарбаева начата модернизация полицейского ведомства, особое внимание уделяется внедрению новых форматов взаимодействия. Например, открытие фронт-офисов полиции по оперативному реагированию на обращения граждан. В день каждый такой офис (всего в стране их 172) принимает около 30 человек, и многие проблемы решаются быстро, без волокиты.
Положительные отзывы мы получили по акции “Приемная на дороге”: в неформальной обстановке, без предварительной записи и бюрократизма в эти “Приемные” уже обратились больше 34 тысяч казахстанцев. Большинство вопросов, которые были решены на месте, касались уплаты штрафов, организации дорожного движения, миграционного законодательства, регистрации транспорта.
С начала года на мой блог прислали около двух тысяч обращений, по которым также принимаются все необходимые меры. Начальники региональных департаментов открыли личные аккаунты в соцсетях, стали принимать граждан еженедельно. Другими словами, активно начали налаживать обратную связь с населением.
За последние шесть лет количество дорожно-транспортных происшествий снизилось почти на треть, но говорить о высокой дисциплине водителей еще рано. Каждый год на дорогах страны выявляем порядка трех с половиной миллионов нарушений - это очень большая цифра.
Но силами одной полиции дорожную безопасность мы не улучшим. Нужно строить современные дорожные ограждения, пешеходные переходы, в сельской местности - скотопрогоны.
Что касается обеспечения защиты граждан от ЧС, то в результате принятых комплексных мер в этом году не было допущено тяжких последствий и масштабного подтопления населенных пунктов. Активизировалась работа по обеспечению пожарной безопасности в частном секторе. С начала года за счет местного бюджета и при содействии НПО в жилых домах многодетных и малообеспеченных семей установлено более 7 тысяч датчиков, реагирующих на угарный и природный газ.
- Некоторые ваши предшественники любили разъезжать по регионам: одни решали кадровые вопросы, другие следили за строительством своих очередных особняков и зон отдыха. Вы же за три месяца после назначения разве что слетали в Актобе и Кызылорду назначить начальников полиции...
- Моя основная задача - организовать эффективную деятельность министерства. Что касается выездов в регионы, то сегодня новые технологии позволяют работать достаточно эффективно и на расстоянии. В зависимости от служебной необходимости и оперативной обстановки в регионы выезжают вице-министры. При необходимости еду сам. Ни один регион не останется без внимания и контроля со стороны министерства.
- Еще с советских времен первый замглавы МВД всегда курировал оперативные подразделения, а вы своим первым замом назначили куратора службы. Что послужило основанием для столь неожиданного решения?
- Сегодня приоритетной задачей полиции является профилактика правонарушений как наиболее эффективный способ обеспечения правопорядка и противодействия преступности. Легче предупредить преступление, чем потом его раскрывать. Стараемся улучшить деятельность участковых и школьных инспекторов, патрульной полиции. Словом, меняются акценты. Поэтому я принял решение назначить первым заместителем куратора по общественной безопасности и взаимодействию с населением. В региональных департаментах происходят такие же изменения.
- После вашего назначения стали говорить о большой кадровой чистке в МВД и региональных департаментах. Пока сменилось лишь несколько начальников в министерстве и регионах. Причем полицейский узун-кулак называет одни фамилии, а вы назначаете совсем других людей...
- Разговоры о необходимости тотальной смены начальников служб новым министром, безусловно, ошибочные. Все кадровые решения проводим в строгом соответствии с квалификационными требованиями, а основные мои требования - профессионализм и компетентность.
- Кстати, осенью ожидается очередная аттестация в органах внутренних дел, но уже сейчас одни полицейские после работы идут в спортзалы, другие - собирают конверты, а третьи - рассчитывают на своих покровителей. Как вы планируете тестирование полицейских? Наверняка будут просьбы и звонки сверху...
- Внеочередная аттестация - это компьютерное тестирование на знание законов и логическое мышление, причем полицейский вправе выбрать государственный или русский язык. Кроме того, сотрудники будут сдавать нормы по физической и огневой подготовке. Для объективности и исключения коррупционных схем все этапы аттестации будут фиксироваться на видеокамеру, а в состав комиссий включим сотрудников службы собственной безопасности, инспекции по личному составу, ветеранов МВД, членов общественного совета и гражданского общества, в том числе и СМИ. Другими словами, аттестация пройдет максимально прозрачно.
- Одним из этапов реформы правоохранительных органов было введение новой формы, но выдачу обмундирования вы отсрочили. Форма не понравилась или есть другие причины?
- Ребрендинг полицейской формы был запланирован, но это вопрос не первой важности. Важен не внешний вид полицейского, а внутреннее содержание. Самое главное для нас сейчас - установить новый формат взаимоотношений полицейского с населением. Позже поэтапно начнем пошив форменного обмундирования сотрудникам центрального аппарата и региональных департаментов.
- Ликвидировав регистрационное-экзаменационные подразделения, вы шокировали многих. Не секрет, что РЭО во все времена был элитным подразделением, и, чтобы попасть туда на рядовую должность, кандидаты подключали мощнейшие связи. Кроме того, начальника этой службы считали личным “кошельком” руководителя департамента. Как вам удалось сломать укоренявшуюся десятилетиями коррумпированную схему?
- Скажу больше: коррупция в РЭО носила системный характер. Вот в газете “Время”, например, была опубликована серия материалов о задержании начальника РЭО и его подчиненных тогдашнего ДВД Южно-Казахстанской области. Они за взятки регистрировали контрабандный транспорт и выдавали престижные номера.
Мы подошли к решению проблемы кардинально: с апреля проводим интеграцию подразделений РЭО с информационными системами Министерства финансов. Теперь гражданам с 1 июля уже не нужно предоставлять документы налоговых и таможенных органов при регистрации транспорта, исключены контакты полиции и граждан. Это значительно снизило коррупционные риски. В ближайшее время полиция полностью уйдет из спецЦОНов. Функции регистрации транспорта и выдачи водительских удостоверений передадим в госкорпорацию “Правительство для граждан”. В то же время контроль законности выдачи документов и регистрации транспорта через информационные системы останется за министерством.
- Раз уж заговорили о коррупции, вспомним знаменитый арбузный рейд бывшего министра Каирбека СУЛЕЙМЕНОВА, который таким способом пытался бороться с этим явлением. С недавних пор дорожную полицию расформировали. Однако жалоб на вымогательства и беспричинные остановки автотранспорта полицейскими меньше не стало, особенно на стационарных постах. Как вы намерены минимизировать коррупцию в этом направлении?
- Жалобы на незаконные действия и беспричинные остановки, наверное, еще будут. Поэтому планируем переход на автоматический надзор за дорожным движением. В четыре раза сокращены загородные посты “Рубеж”, на оставшихся надзор будет осуществляться с помощью специальных систем контроля транспортных потоков. Они позволят автоматизировать регистрацию транспорта, проверять по базам угонов, выявлять нарушителей, уклоняющихся от уплаты штрафов. В перспективе патрульные полицейские будут выезжать только на ДТП и при необходимости регулировать движение на городских перекрестках.
- Обратимся к другим проблемам. Наркобизнес выходит на новый уровень: появилась “синтетика”, состава которой нет в сводной таблице. И по этой причине эксперты не могут четко квалифицировать - наркотик перед ними или нет. Причем “синтетика” эта меняется быстрее, чем в полиции принимают решения на этот счет. Как собираетесь бороться с этим злом?
- В последнее время обычные наркотики действительно сменяет “синтетика”: всевозможные соли, кристаллы, смеси. К слову, это наблюдается не только в нашей стране. По своему действию “синтетика” оказывает на организм человека более сильное влияние, чем героин и марихуана. Специалисты утверждают: “синтетика” вызывает мощную эйфорию с галлюцинациями, что разрушает организм наркомана.
Список подконтрольных наркотических веществ, прекурсоров и сводная таблица содержат четкую химическую структуру. Когда производитель наркотиков вносит малейшие изменения в состав зелья, эксперты признают его новым веществом, а для контроля за его оборотом требуется внесение изменений в закон. Это занимает немало времени. И так может продолжаться бесконечно. Так вот, чтобы решить эту коллизию, в конце прошлого года были внесены изменения в законодательство, которые уже в силе.
Во-первых, расширено понятие “аналоги наркотических средств, психотропных веществ”. Теперь даже незначительное изменение состава наркотика эксперты признают аналогами, и наступает уголовная ответственность. Во-вторых, обновленный список подконтрольных веществ содержит формулы всех известных на сегодня наркотиков, поэтому появление новых автоматически подпадает под контроль. И третье: список и сводная таблица теперь утверждаются правительством, а не изменением в закон, что значительно сокращает время реагирования на появление новинки.
- Вы создали новое спецподразделение. Чем оно будет заниматься?
- Это спецподразделение создано впервые, и главная его задача - вопросы наркотической безопасности в информационно-коммуникационной системе. Сотрудники нацелены на выявление крупных сбытчиков, ликвидацию преступных группировок и каналов поставок наркотиков в Казахстан, особенно “синтетики”. По поручению главы государства подготовили дополнения в отдельные статьи Уголовного кодекса о составах и признаках распространения наркотиков через интернет. В частности, речь идет о граффити-надписях с электронными адресами и рекламой наркотиков, сбыте зелья посредством электронных ресурсов. В новую службу назначим специалистов в сфере высоких технологий, планируем купить высокоскоростное современное оборудование, а обучение сотрудников будем проводить в странах, имеющих большой опыт работы в этой сфере.
- Еще одна актуальная проблема - кражи, особенно воровство автозеркал и других запчастей. Немало проблем приносят людям и скотокрады...
- Похищенные автозапчасти продаются свободно на авторынках и разборах. Поэтому мы предложили внести изменения в правила внутренней торговли, предусматривающие реализацию запчастей исключительно в специализированных магазинах. С их принятием владельцу магазина, чтобы продавать запчасти, нужно заключить договор с поставщиком автомобильных деталей. И воровать детали станет уже бессмысленно. Кроме того, в феврале в закон внесена норма, ужесточающая ответственность за повторные кражи. Отныне преступник лишается возможности примириться с потерпевшим, а значит, понесет наказание. Прежде по таким делам стороны часто примирялись.
На днях внесем в парламент законопроект по ужесточению ответственности за кражу скота.
Что касается краж мобильных телефонов, то по нашей инициативе утверждены правила регистрации абонентских устройств, и хищение соток стало бессмысленным - оператор связи сразу блокирует украденный телефон.
- Ведение уголовных дел в электронном формате тоже считается частью реформы МВД. Сколько всего таких дел сейчас расследуется и есть ли шанс у следователей марафетить подобные дела, как это нередко происходит с бумажными?
- Электронный формат предусмотрен госпрограммой “Цифровой Казахстан”. Программное обеспечение не позволяет вносить какие-либо изменения в материалы уголовных дел - они хранятся в защищенном формате, доступ к ним ограничен. Сегодня таким способом ведут дела о преступлениях небольшой и средней тяжести. Со временем будем оформлять в электронном формате дела по тяжким и особо тяжким преступлениям.
- Оптимизация коснулась и учебных заведений МВД. Сколько их сейчас, какое количество останется и в каком статусе?
- Подготовкой полицейских занимались 12 учебных заведений, из них четыре - высших: Карагандинская, Костанайская, Алматинская академии, Актюбинский юридический институт. Было восемь учебных центров средней специальной подготовки.
В рамках реформы оставим всего пять. В стране достаточно юридических вузов. На работу будем принимать кандидатов с высшим образованием. В зависимости от специализации они пройдут 3-, 6-месячные курсы переподготовки. Такова международная практика, и мы к ней стремимся.
- Ходят разговоры, что оба ваших сына служат в элитных подразделениях полиции на больших должностях. Можете это подтвердить или опровергнуть?
- Дети выбрали профессии, не связанные с правоохранительной деятельностью. Уверен, что они внесут свой вклад в развитие общества и государства и не надевая погоны.
- И под конец нашей беседы вопрос, который наверняка волнует всех ваших подчиненных. Можете гарантировать, что с 1 июля у них действительно вырастет зарплата? На сколько?
- Подтверждаю: всем сотрудникам поднимем зарплаты. Это поручение президента и поддержка правительства. Это будет сделано дифференцированно. Например, патрульный полицейский станет получать ежемесячно 146 000 тенге (сейчас его зарплата 103 000 тенге), сотрудники оперативно-следственного состава - 150 000 тенге и компенсацию за жилье от 70 000 до 200 000 тенге (зависит от состава семьи и региона, где служит полицейский). Эти расходы - за счет оптимизации штатов, упразднения некоторых служб и руководящих должностей.
Замечу, что наше министерство считается самым многочисленным, многофункциональным и к тому же единственным госорганом, финансируемым из республиканского и местного бюджетов. Всего в этом году нам предусмотрено 347 миллиардов тенге, основная часть расходов - заработная плата, а также материально-техническое оснащение полиции, служб ЧС и пенитенциарной системы.
Тохнияз КУЧУКОВ, фото пресс-службы МВД, Нур-Султан