Реанимация АФН
Окажется ли удачной попытка номер два?
Полтысячи сотрудников Нацбанка, головной офис которого вскоре переедет в Нур-Султан, будут переведены в новую структуру - Агентство по регулированию и развитию финансовых рынков (назовем его привычной для многих аббревиатурой АФН) и останутся в Алматы. Об этом на днях в мажилисе сообщил глава Нацбанка Ерболат ДОСАЕВ. Однако сенсационной эта новость не стала. Да и не все эксперты поддерживают данное решение. Попробуем разобраться, почему.
Сенсации не произошло как минимум по двум причинам.
Первая. Едва ли не каждый вновь назначенный глава Нацбанка строил планы перебраться в столицу. Это, кстати, подтвердил и сам Досаев (на снимке):
- С создания нашей столицы поднимался вопрос переезда. Мы имеем намерение переехать в столицу после принятия закона (о регулировании и развитии финансового рынка и микрофинансовой деятельности. - Р. Б.). Я не собираюсь в долгой перспективе это рассматривать, могу сказать, что в ближайшем горизонте мы намерены это сделать.
К слову, в мае 2015 года Нурсултан НАЗАРБАЕВ поручал перевести центральный аппарат Нацбанка и подведомственные ему организации поэтапно в Астану до 1 января 2017 года. Но не сложилось - грянул экономический кризис, было не до переездов.
Вторая причина, почему не случилось эффекта разорвавшейся бомбы: о планах реанимировать АФН за неделю до заявления Досаева сообщил зампредседателя Нацбанка Олег СМОЛЯКОВ (на снимке) в том же мажилисе:
- Функции регулирования и развития финансового рынка, а также защиты прав потребителей предлагается передать в новый государственный орган, непосредственно подотчетный президенту страны, - Агентство по регулированию и развитию финансовых рынков. Для содействия экономическому росту страны Национальный банк намерен сконцентрироваться на эффективности денежно-кредитной политики и реализации мер по контролю за инфляцией. Деятельность Национального банка и агентства будет тщательным образом скоординирована, в том числе путем взаимного представительства в органах управления. Агентство будет финансироваться за счет республиканского бюджета. Система оплаты труда будет утверждаться правительством республики, а статус служащих будет аналогичен статусу служащих Национального банка.
Есть смысл напомнить, что агентство, регулирующее отечественный финрынок, уже существовало в Казахстане с 2004 по 2011 год, а затем было упразднено с возвращением его функций вновь в Нацбанк, где был создан комитет по контролю и надзору финансового рынка и финорганизаций. И вот попытка номер два: воссоздаваемый госорган должен приступить к работе в начале 2020 года.
Большинство участников финсектора восприняло это решение с оптимизмом.
- Присоединение прежнего АФН к Нацбанку, произведенное в 2011 году, было вызвано последствиями мирового финансового кризиса, которые требовали непосредственной координации со стороны главного банка страны, - прокомментировала “Времени” управляющий директор Ассоциации финансистов Казахстана Дана КУРМАНИЯЗОВА (на снимке).
- На сегодня работа по оздоровлению отечественного банковского сектора завершена, и Нацбанк намерен сконцентрироваться на реализации своих непосредственных задач.
По словам Курманиязовой, в прошлом году был принят большой блок законодательных поправок, связанный с переходом на риск-ориентированный надзор. Соответственно, существенно расширился надзорный мандат регулятора, позволяющий принимать превентивные меры для минимизации возникающих рисков, не требующие участия НБ.
- На данном этапе экономического и финансового развития необходимо устранить имеющийся конфликт интересов, когда Нацбанк является одновременно и участником, и регулятором финансового сектора, - полагает эксперт. - Зарубежный опыт показывает, что в большинстве развитых и развивающихся стран функции регулирования и надзора за финансовым рынком отделены от функций Центрального банка. Во многом на основании вышеизложенного и было принято решение о создании Агентства по регулированию и развитию финрынков. Считаю, это правильное решение, и оно должно позитивно отразиться на рынке. Надеемся, что агентство будет сосредоточено не только на регулировании, но и уделит больше внимания развитию всех видов финансовых услуг, что немаловажно для сектора. К сожалению, в последнее время усилия были направлены на ужесточение регулирования, а не на создание условий для развития профильного сектора.
В том, что такой шаг - создание АФН - был необходимым, уверен и экономист Айдархан КУСАИНОВ (на снимке):
- Это системно-правильное решение, реализовать которое до недавнего времени было невозможно. Как вы помните, в 2008 году грянул финансовый кризис, в результате чего наша банковская система зависла. И если бы АФН было независимым, ему было бы сложно решить возникшие проблемы. Поэтому тогда было принято решение о ручном управлении экономикой, в том числе и финансовым сектором страны. Поэтому и возник мегарегулятор (в лице Нацбанка), который объединил функции управления финансовой системой и надзором за ней.
- После 2015 года все имевшиеся проблемы решили, в том числе и проблему реструктуризации долгов БТА Банка и Казкома, - продолжил собеседник “Времени”. - Да, решение было непопулярным, поскольку для этих целей использовались деньги Нацфонда. Но это было необходимо, потому что проблема разрасталась и решать ее нужно было политической волей. За прошедшие с того момента три года банковская система была вычищена, и теперь уже можно создавать агентство, которое будет осуществлять надзор и следить за нормативами, потому что сейчас финансовая система снова подошла к каким-то разумным параметрам.
А вот экономист Олжас ХУДАЙБЕРГЕНОВ (на снимке) не разделяет оптимизма коллег:
- Я считаю это неправильным решением, так как проблема надзора отнюдь не в том, находится он в составе Нацбанка или нет. Эти метания - когда создают госструктуру, потом упраздняют, затем вновь создают - означают: в системе госуправления политические нюансы преобладают над здравым смыслом, в итоге все изменения сводятся к реорганизациям и смене вывесок.
Мы поинтересовались у наших экспертов: что необходимо предпринять, чтобы ситуация с ликвидацией АФН в 2011 году не повторилась в будущем?
- Нужно проводить нормальную экономическую и денежно-кредитную политику, - полагает Айдархан Кусаинов. - В первую очередь нужно отказаться от ручного управления экономикой. Я имею в виду господдержку национальных компаний, бизнеса, всякие субсидии, льготные кредиты и т. д. Экономическая политика должна проводиться через налоговое администрирование, торговые соглашения, таможенную и налоговую политику, системы стандартизации, сертификации и лицензирования и т. д., а не деньгами и льготами. Ну и необходимо обеспечить нормальное таргетирование инфляции, а не петь мантру о поддержке стабильного курса. Если мы вновь вернемся к этому, то у нас опять накопятся те же самые проблемы, которые приведут к очередному кризису.
По мнению же Олжаса Худайбергенова, нужно сделать так, чтобы “банки реально подчинялись структуре, отвечающей за надзор, а не бегали в администрацию президента при любой проблеме”.
- Кроме того, сам надзор должен соответствовать критериям справедливости и здравого смысла, а не представлять из себя репрессивный аппарат, базирующийся на презумпции виновности и предполагающий невероятный груз лишней отчетности и ненужных ограничений, едва ли не блокирующих деятельность комбанка. И наконец, нужна справедливая судебная система, которая адекватно накажет или оправдает как сотрудника банка, так и надзора. Без этого всего надзор, как и раньше, рискует быть инструментом не техническим, а политическим, - резюмировал эксперт.
Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Романа ЕГОРОВА и с интернет-ресурсов, Алматы