4066

Деньги государственной важности

С 1 июля 2018 года максимальная ставка вознаграждения по вновь привлекаемым депозитам физических лиц в тенге снизится с 14 до 12% годовых. Ставка же вознаграждения по депозитам в иностранной валюте останется на прежнем уровне - всего лишь 1% годовых. Почему такое решение в конце мая принял совет директоров АО “Казахстанский фонд гарантирования депозитов” (КФГД)? Не приведет ли это к оттоку вкладчиков? И, наконец, стоит ли ожидать дальнейшего снижения ставок по тенговым депозитам? Об этом наш корреспондент побеседовал с директором аналитического центра Ассоциации финансистов Казахстана (АФК) Павлом АФАНАСЬЕВЫМ (на снимке).

- Понятно, что Нацбанк прикладывает все усилия для дедолларизации экономики, оттого и на депозиты в инвалюте устанавливаются столь невыгодные условия - 1% годовых. Но зачем снижать ставку вознаграждения для депозитов в тенге?
- Нужно понимать, что процент­ные ставки в системе - это не какой-то административный инструмент, а отражение стоимости денег в условиях рыночной (с оговорками) экономики. Теоретически можно вообще задрать ставки по депозитам выше, но тогда и стоимость кредитов возрастет: ведь банки - финансовые посредники, они распределяют свободный капитал в системе по ставкам, формирующимся, по сути, из двух ключевых компонентов - стоимости привлечения и риска дефолта заемщика. Повышение процент­ных ставок актуально в условиях инфляционного давления. Но инфляция в стране давно замедлилась до однозначных значений. Сохранение ставок на прежнем уровне по мере снижения инфляции может сильно дестимулировать экономический рост. И потом, ставки по депозитам по-прежнему остаются привлекательными, превышая годовую инфляцию на пять, а то и на шесть процентов. Решение КФГД было принято с опозданием, вернее, с оглядкой на уже фактически сложившиеся условия по депозитам. Ставки по банковским депозитам уже давно вблизи 12% (банки быстрее реагируют на экономическую конъюнктуру).
- В КФГД также отметили, что в случае резкого изменения конъюнктуры депозитного рынка Нацбанк может пересмотреть ставки. В какую сторону?
- Экономические условия в данный момент можно оценить как положительные, веских причин для повышения ставок пока нет. Скорее наоборот. Предполагаю, что следующее решение КФГД по рекомендуемой ставке будет принято не так скоро - с оглядкой на конъюнктуру.
- Будут ли банки следовать максимальной планке или же ставки вознаграждения упадут до 9-10%?
- Фактически многие банки уже предлагают ставки ниже максимально рекомендованного уровня в 12%. Ожидаю, что они будут находиться в районе 10-11% в среднесрочной перспективе.
- На фоне последних событий в банковской сфере население утрачивает доверие к банковским сбережениям. Снижение ставки вознаграждения еще сильнее подтолкнет людей к проверенному временем способу хранить сбережения в кубышках...
- Выражение “события, происходящие в банковской сфере” приняло устойчивый негативный окрас по всем известным причинам. Я постепенно отходил бы от подобных суждений, уже вошедших в привычку. Ведь масштаб всех изменений, произошедших в банковской сфере в последние годы, просто огромен. Реструктурирована задолженность БТА Банка перед Казкоммерцбанком, ведется активная работа по возврату проблемных активов, завершилась сделка по приобретению Казкоммерцбанка Народным банком. Была реализована программа повышения финансовой устойчивости, в которой приняли участие пять крупных банков. Пересматриваются подходы к регулированию и надзору, идет переход к новым, более строгим международным стандартам оценки активов, повышается ответственность менеджеров, аудиторов. Привлекаются к ответственности (вплоть до уголовной) руководители проблемных банков. Все это делается для того, чтобы вернуть доверие людей. Ну и, конечно, для повышения роли банковского сектора в кредитовании экономики, снижения зависимости экономики от государственного и квазигосударственного секторов.
Немного статистики. В апреле отмечается рост депозитной базы БВУ на 113,6 млрд тенге, происходящий как раз на фоне увеличения депозитов физических лиц (рост на 151 млрд. тенге). Между тем суммарное снижение депозитного портфеля за январь - апрель текущего года составило 123,1 млрд. тенге, до 16,6 трлн. тенге. И произошло это снижение из-за сокращения конкретно корпоративных вкладов на 135 млрд. тенге. Вклады населения выросли с начала года на 11,9 млрд. тенге, до 8,2 трлн. тенге. С учетом положительной динамики уровня реальных денежных доходов в этом году (впервые за последние несколько лет) считаю, что предпосылки для умеренного роста вкладов продолжают формироваться.
Как показала практика, в случае возникновения проблем у одного участника рынка вклады перетекают в другой. Не будем забывать, что депозиты все еще остаются очень привлекательными с точки зрения соотношения риск/доходность. Тем более вклады в нацио­нальной валюте размером до 10 млн. тенге в банках застрахованы КФГД, что сводит к нулю любые рис­ки невозврата со стороны банков.
- В качестве одной из мер поддержки казахстанских банков регулятор рассматривает ужесточение штрафов за досрочное снятие депозитов. В Нацбанке отмечают: некоторые БВУ сегодня применяют штрафы, но размер этих штрафов недостаточен для формирования срочного рынка депозитов. Насколько правильно решать проблему нехватки ликвидности банков для выплаты депозитов за счет тех же вкладчиков?
- Речь не идет об ограничении по существующим депозитам. Сейчас рассматривается возможность введения новых видов вкладов, которые будут менее гибкими, но более доходными. То есть у вкладчика будет возможность сделать выбор между доходностью и управляемостью депозита, это лишь расширяет линейку банковских продуктов.
Существующие депозиты хоть и называются срочными, но по факту являются депозитами до востребования, то есть могут быть выданы в любой момент по требованию вкладчика. В мировой практике срочные депозиты - наиболее распространенный, кстати, вид вкладов - не могут быть изъяты до определенного срока.
Введением новых вкладов банки решают вопрос не ликвидности, а скорее диверсификации базы фондирования. Чтобы выдавать кредиты на длительный срок, нужно иметь устойчивую депозитную базу.
- Было уже немало примеров, когда вкладчики массово снимали деньги с депозитов, только когда появлялась информация о финансовой ненадежности банка. Зачастую банки отнюдь не исполняли норму Гражданского кодекса о пятидневном сроке для удовлетворения требований вкладчика. Не является ли эта норма попыткой защитить банк, а не его клиента?
- Эта норма действует достаточно давно, и существует она, чтобы у банков была техническая возможность выдать деньги. Естественно, любой банк при наличии возможности в кратчайшие сроки выдаст деньги вкладчику. Но вы же допускаете вероятность, что несколько крупных депозиторов могут обратиться в одно отделение банка и просто физически вынести всю имеющуюся там наличность? А отделение это может находиться где-нибудь в районном центре - достаточно далеко от расчетно-кассового центра банка. И такой запас времени нужен для того, чтобы банк смог подсчитать, упаковать, привезти под охраной, распаковать, снова пересчитать, а затем выдать деньги вкладчику.
- В таком случае почему Нацбанк, понижая ставки по депозитам, не обяжет БВУ снизить ставки по кредитам?
- Как я уже сказал, ставки по кредитам формируются на рыночных условиях и зависят не только от стоимости фондирования (привлечения средств), но и от других факторов. Среди них операционные расходы и стоимость кредитного риска. Выдавая кредиты, банки рассчитывают финансовую модель, учитывающую кредитный риск и потенциальные невозвраты. К сожалению, сегодня в стране не хватает качественных заемщиков, которые будут добросовестно исполнять свои обязательства. По мере улучшения ситуации в экономике логично ожидать снижения ставок.
- Данияр АКИШЕВ уже два года возглавляет Нацбанк. К этой дате в прессе появились комплиментарные материалы в адрес сегодняшней политики, регулятора. Вы согласны с этими оценками?
- Данияр Акишев возглавил центральный банк Казахстана в очень непростое время. В целом за последние два года проделана большая работа. Несмотря на то что внешнеэкономическая обстановка была скорее благоприятной, нельзя сказать, что работа регулятора была легкой. В банковском секторе да и в экономике в целом накопилось достаточно много проблем, требующих безотлагательного решения. Параллельно с масштабной работой по оздоровлению банковского сектора и изменению подходов к регулированию Нацбанк занимался своими основными задачами - стабилизацией внутренних цен. Считаю, что вектор взят правильный.
- По словам г-на Акишева, одна из важных мер Нацбанка - поддержка пяти социально значимых и крупных БВУ, в которых размещено более 2 трлн. тенге депозитов населения и 2,2 трлн. тенге депозитов и счетов квазигосударственных компаний. Но ведь банк - это коммерческое предприятие, созданное в целях извлечения прибыли. Если он не умеет правильно распоряжаться деньгами, то почему государство должно ему помогать?
- Если рассматривать банк исключительно как бизнес его акционеров, то помогать ему на безвозмездной основе, конечно, неправильно. Но! Государство не оказывало банкам благотворительную помощь. Эти банки подали заявки на участие в программе, их рассмотрели и выделили средства на достаточно жестких, кстати, условиях платности и возвратности. Размещенные банками облигации могут быть конвертированы в акции при нарушении условий, установленных Нацбанком. Главное то, что теперь эти банки имеют больше возможностей для кредитования экономики.

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото с интернет-ресурсов, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть