Ипотека хорошо, а с арендой - лучше
Практически одновременно с объявлением о том, что в этом году правительство разработает предложенную
Нурсултаном НАЗАРБАЕВЫМ новую жилищную программу “7-20-25” (другими словами, доступная большинству населения страны ипотека под 7 процентов годовых), ценники на жилье на сайтах объявлений выросли на 15-20 процентов. Так отреагировал рынок на скорый приход легких и больших денег. Но ожиданиям выгодных продаж, скорее всего, не суждено сбыться. И хотя программа будет представлена только в мае, в свободном доступе есть данные, позволяющие прогнозировать не только ценовые параметры рынка, но и некоторые другие важные моменты.
Цены не скакнут
Вице-президент Ассоциации риелторов Казахстана Нина ЛУКЬЯНЕНКО считает, что, несмотря на выделяемый государством 1 трлн. тенге для удешевления ипотеки, ничего особого на рынке недвижимости не произойдет:
- Во-первых, все идет к тому, что жилье по новой программе можно будет приобретать лишь на первичном рынке, во всяком случае на первом этапе. А это значит, что покупатель еще больше отвернется от “вторички”, - говорит эксперт. - А если кредиты будут предоставлять лишь для социально уязвимых категорий граждан, то большого ажиотажа не будет даже и на “первичке”.
По словам нашего аналитика, в первом квартале этого года количество совершенных сделок в сравнении с аналогичным периодом прошлого года выросло примерно на треть. Но заявленных на сайтах объявлений цен нет в реальности. Продавцы, как правило, уступают при продаже недвижимости больше, чем когда-либо.
Анонсированный триллион тенге звучит, конечно, серьезно. Но если его перевести в квадратные метры, то это меньше 80 тысяч 50 квадратно-метровых квартир на всю страну. А если новую жилпрограмму обставят различными ограничительными условиями, включая те, о которых говорит Лукьяненко, то вполне может так статься, что в стране может просто не оказаться этих 80 тысяч потенциальных новоселов, а триллион останется неосвоенным.
Скелеты на стройплощадках
Безусловно, нынешняя ипотека-лайт - это вынужденная мера реагирования на ситуацию, вновь возникшую за последние несколько лет на первичном рынке жилья. Во многих городах понастроили столько, сколько невозможно продать. Мы уже писали, что даже в благополучной Астане сейчас накопилось более 50 проблемных объектов (см. “Зачем наступать на те же грабли?”, “Время” от 29.3.2018 г.).
Люди, знакомые с истинным положением в стройиндустрии, опасаются, что скоро проблемы могут быть не только у застройщиков, но и у банков, кредитующих их. Все дело в схеме, по которой в избытке возводятся жилые комплексы: застройщик закладывает банку участок, получает заем (достаточный для возведения каркаса здания), а после освоения этих средств начинает привлекать деньги дольщиков, на которые и достраивается ЖК. Если дольщиков недостаточно, то нужно опять брать кредит. Вот только залогов, как правило, у застройщиков уже нет.
Если дольщики в такой ситуации так и не появятся, то перспективы просрочек по уже полученным и освоенным кредитам вполне реальны. В случае банкротств строительных компаний банкам отойдут стройплощадки со скелетами домов, которые вряд ли кому реализуешь, пока не достроишь.
Покупать некому. Даже в кредит
Кстати, об условиях. Не так давно министр по инвестициям и развитию Женис КАСЫМБЕК сообщил, что новая ипотечная программа касается лишь официально работающих казахстанцев.
Понятно, почему участниками льготного ипотечного кредитования не станут те, кто работает только на себя, “забывая” о кошельке государства, то есть о налогах. Таких у нас вроде как более двух миллионов, или почти четверть от экономически активного населения. С другой стороны, новоселами с госпомощью могут не стать и уже закредитованные казахстанцы, которых у нас свыше 5 млн. человек.
Но главная проблема в том, что даже работающее “вбелую” и не подсевшее на потребительские кредиты население в массовом порядке может остаться за бортом программы “7-20-25” из-за своей неплатежеспособности, читай - маленькой зарплаты.
В прошлом году советник председателя Нацбанка Айдархан КУСАИНОВ подготовил серию статей о расслоении в нашем обществе. По его расчетам, основанным на официальной статистике, в стране более 90 процентов населения получает зарплату ниже средней. То есть те цифры, которые у нас зовутся официальной средней зарплатой, обеспечивают несколько процентов казахстанцев, имеющих очень высокие доходы!
В целом, как написал в своем блоге на портале “Информбюро” Кусаинов, только около трех из каждых ста граждан имеют возможность делать накопления и совершать крупные покупки, а 96 процентов населения имеют месячный доход ниже 100 тысяч тенге (это были данные за 2016 год, но с тех пор даже статкомитет Миннацэкономики регулярно констатирует снижение реальных доходов населения).
Тем временем в Нацбанке уже подсчитали, что ежемесячный платеж за недорогую трехкомнатную квартиру будет обходиться примерно в 170 тысяч тенге. Допустим, в какой-то семье работают оба супруга, получая среднюю зарплату. На двоих у них выходит чуть более 300 тысяч тенге. Но ни один банк не одобрит кредитную заявку, если более половины дохода семьи будет уходить на погашение займа. И будет прав. А ведь еще надо вложить первоначальный взнос - не меньше пяти миллионов под трешку! Их-то где брать?
Наверняка те три процента населения, что дают нам среднюю зарплатную статистику, жильем давно уже обеспечены. Кстати, скорее всего, благодаря им и получается среднестатистическая цифра по республике - 21 квадратный метр жилья на душу населения. В таких семьях нередко имеется по нескольку квартир плюс загородный дом. И в итоге набегает по 100-150 квадратов на брата.
Так зачем им еще одна квартира в бюджетном доме по цене не выше 260 тысяч тенге за “квадрат”, если ее потом еще долго будет невозможно продать? Разве что сдавать в аренду нуждающимся. А вот с этого места давайте рассуждать и анализировать.
Две в одной
После первого жилищно-строительного кризиса в нашей стране была предпринята попытка окончательно и бесповоротно обеспечить население доступными квартирами. Тогда много говорилось о том, что у нас вообще неверно расставлены акценты. Дескать, казахстанцы зациклены на собственных квадратных метрах, нам подавай частную собственность. Хотя весь цивилизованный мир не считает зазорным жить в арендованном жилье. Наверное, гораздо удобнее при необходимости переезжать поближе к школе, к новой работе, чтобы не торчать в пробках на дорогах да не раскидываться деньгами на регулярные капремонты квартир. Наконец, собственное жилье нередко является тормозом для трудовой мобильности в пределах страны: где обзавелся шаныраком, там и сидишь до пенсии - вместо того, чтобы попробовать что-то изменить в своей судьбе.
Несколько лет назад была разработана целая жилищная программа с упором на возведение арендного жилья. Речь шла о том, что за 15 лет полтора миллиона казахстанцев смогут снимать квартиры хоть с правом выкупа, хоть без. Хорошее дело! Но в 2017-м этот проект, можно сказать, тихо свернули. Нельзя ведь за госпрограмму выдавать ежегодное возведение в каждой области по 180 квартир, для чего регионам выделяется всего по полтора миллиарда тенге. Если вкратце, то программа сдулась из-за того, что, с одной стороны, стройкомпании хотят быстро отбить вложенные средства, чего при аренде невозможно, а с другой - постепенно иссякли госсубсидии на строительство такого жилья.
А между тем еще в 2008 году экономист Канат БЕРЕНТАЕВ, которого, к сожалению, уже нет среди нас, готовил расчеты для массового строительства арендного жилья. По его мнению, нужно было уже тогда, сделав выводы из кризиса 2007 года, браться за неприватизируемые жилые комплексы на “длинные деньги” пенсионных фондов, чтобы в будущем на них зарабатывать на старость вкладчикам. По себестоимости того времени самые востребованные двухкомнатные квартиры окупались бы уже через 11 лет, а потом еще лет 40 приносили бы прибыль НПФ. Еще Берентаев обращал внимание, что окупаемость могла и не растягиваться на 11 лет, если первые этажи в таких ЖК сразу отдавать под коммерческие нужды.
Почему бы сейчас не вернуться к этой идее? Тогда мы могли бы и строительную отрасль спасти от затоваренности, и решить проблему с жильем для тех, кому оно действительно нужно для жилья, а не в качестве дополнительного дохода от сдачи его в аренду страждущим.
Как это сделать? Мы, конечно, не великие спецы-советчики, но почему бы не совместить программы арендного жилья и льготной ипотеки? При этом сократить или даже вовсе отказаться от необходимости первоначального взноса, предоставляя только льготный 7-процентный кредит, но лишь тем, кто действительно нуждается в жилье - это, на наш взгляд, принципиальнейший пунктик. А в остальном механизм, в сущности, тот же: государство дает комбанкам тот самый триллион тенге в виде займа, те рассчитываются со стройкомпаниями за построенное жилье (или с владельцами уже имеющихся квартир, если в программу включат вторичный рынок), а новоселы расплачиваются с банками. Может, тогда жилищная госпрограмма станет действительно массовой? Разумеется, нужны экономические расчеты, можно рассмотреть вариант привлечения накопленных пенсионных средств граждан в качестве первоначального банковского взноса. Можно… В общем, время еще есть, чтобы крепко подумать тем, кто занимается в стране жилищной политикой.
Игорь НЕВОЛИН, Наиль ИШМУХАМЕТОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы