По принципу “агашки”
Ученые поддерживают предложение изобретателей аннулировать решения национальных научных советов по причине их нелегитимности
На начатую нашей газетой дискуссию по поводу поиска путей выхода из скандала вокруг распределения грантов на исследовательскую деятельность откликнулся лауреат Госпремии Казахстана доктор физико-математических наук, профессор, действительный член пяти академий наук, член Международного астрономического союза, Европейского физического общества, член Американского физического общества, завлабораторией “Ядерная астрофизика” Астрофизического института им. Фесенкова Сергей ДУБОВИЧЕНКО (на снимке). Он поддерживает позицию Бориса КИМА, высказанную на наших страницах, в части того, что все решения, принятые действующим ННС, следует отменить (см. “Сомнение - мать строения”, “Время” от 13.2.2018 г.). Однако, по его мнению, не нужно кардинально менять правила - надо просто действовать в рамках правил и по правилам, а не вопреки им.
- Сергей Борисович, почему необходимо именно аннулировать решения ННС? Может, есть способ просто пересмотреть какие-то совсем уж несправедливые случаи присуждения грантов?
- Результаты конкурса грантового финансирования на 2018-2020 годы выявили ряд вопиющих нарушений законодательства в области науки. В частности, уполномоченным государственным органом - комитетом науки (КН) Министерства образования и науки (МОН) были нарушены закон о науке и постановление правительства “Положение о национальных научных советах” № 519 от 16 мая 2011 года (с учетом внесенных в него 5 апреля 2017 года изменений за № 171).
Согласно пункту 11 положения о ННС в составы этих советов не должны входить руководители аккредитованных субъектов научной и/или научно-технической деятельности и их заместители, а также более одного работника из одной организации. Данные требования были нарушены при формировании составов ННС практически по всем приоритетным направлениям развития науки.
То есть некоторые ННС просто незаконны!
В частности, председатель ННС Максат КАЛИМОЛДАЕВ, записанный в постановлении как академик республиканского общественного объединения “Национальная академия наук Республики Казахстан”, доктор физико-математических наук, на самом деле является директором республиканского госпредприятия на правах хозведения “Институт информационных и вычислительных технологий” (ИИВТ) КН МОН.
Дархан АХМЕД-ЗАКИ записан в постановлении как профессор объединения юридических лиц “Ассоциация высших учебных заведений Республики Казахстан”, доктор технических наук, заместитель председателя, но при этом он президент университета UIB.
Едилхан АМИРГАЛИЕВ в постановлении значится как эксперт Национальной академии наук (НАН), доктор технических наук, чтобы завуалировать, что он сотрудник ИИВТ, директором которого является Калимолдаев.
Таким образом, только в одном научном совете имеют место четыре факта нарушения п. 11 положения о ННС.
Аналогичная ситуация и в совете “Наука о жизни и здоровье”, возглавляемом АДЕКЕНОВЫМ: он является президентом АО “Холдинг “Фитохимия”. Вместо этой должности в утвержденном составе ННС Адекенов значится просто как академик НАН.
Должность председателя ННС “Устойчивое развитие агропромышленного комплекса и безопасность сельскохозяйственной продукции” НАМЕТОВА указана как председатель правления НАО “Национальный аграрный научно-образовательный центр”, в то время как он является ректором Западно-Казахстанского университета, и это тоже нарушение п. 11 положения о ННС.
По этим же основаниям в состав указанного ННС не мог быть включен и зампредседателя совета САПАРОВ, являющийся генеральным директором ТОО “Казахский научно-исследовательский институт почвоведения и агрохимии им. У. У. Успанова”. В нарушение того же п. 11 в состав данного ННС почему-то были включены два сотрудника ТОО “Казахский научно-исследовательский институт перерабатывающей и пищевой промышленности” КЕНЕНБАЙ и ЧОМАНОВ.
Председатель ННС по энергетике и машиностроению записан как руководитель филиала, на самом же деле он директор филиала Института ядерной физики.
То есть Министерством образования и науки на подпись премьер-министру Бакытжану САГИНТАЕВУ был внесен проект постановления об утверждении состава ННС с заведомо нелегитимным составом!
Но МОН делает вид, как будто ничего не произошло. На вопрос журналистов о вышеуказанных нарушениях председатель КН Болатбек АБДРАСИЛОВ дал комментарий только по Калимолдаеву: мол, тот был рекомендован в ННС не от ИИВТ, а от Академии наук как ученый секретарь.
Однако отговорка, что г-н Калимолдаев является представителем НАН, не отменяет того факта, что он занимает руководящую должность аккредитованного субъекта научной деятельности.
И это еще не все нарушения. Согласно п. 7 положения о ННС в составы научных советов могут быть включены казахстанские ученые, имеющие индекс Хирша не менее 2 за последние пять лет. Но анализ базы Scopus и Web of Science (библиографическая и реферативная база данных и инструмент для отслеживания цитируемости статей, опубликованных в научных изданиях. - И. Н.) показал, что в состав ННС были включены представители, индекс Хирша которых за всю жизнь меньше 2 (тот же Калимолдаев и БАКТЫБЕКОВ)!
Аналогичная ситуация и по другим приоритетам, что говорит о системности и целенаправленности нарушений.
В результате это привело к тому, что почти четверть от общего финансирования, выделенного по приоритету информационно-коммуникационных технологий, получил ИИВТ во главе с Калимолдаевым. При этом проект, которым он руководит, по сумме финансирования по названному приоритету занимает вторую позицию.
Причем все члены ННС по названному приоритету (в целях развития ИКТ), имеющие свои проекты, получили одобрение на грантовое финансирование, даже те, кто набрал невысокие баллы зарубежной экспертизы. При этом эти проекты одобрены с минимальным сокращением бюджета проектов. В то же время по другим одобренным проектам объем финансирования был урезан в несколько раз по сравнению с запрашиваемой суммой. А это значит, что деньги будут израсходованы впустую. Их просто не хватит на качественное исследование!
Перечисленные нарушения процедур и принципов конкурсного отбора грантовых проектов предполагают отмену постановления правительства об утверждении составов ННС. Соответственно, должны быть отменены и принятые этим составом научного совета решения.
- Если аннулировать решения, то пострадает и ваш институт, вы ведь тоже выиграли грант. Вы готовы к этому?
- Если наводить порядок в составе ННС и их решениях, то он должен быть для всех един. Должны быть пересмотрены все решения нелегитимных научных советов независимо от приоритета. Нам нужно думать не об узкокорпоративных интересах, а о развитии отечественной науки.
Однако, несмотря на нарастающую волну возмущения казахстанских ученых, министр образования и науки Ерлан САГАДИЕВ до сих пор не сделал ни одного официального заявления по скандальной ситуации. Более того, комитет науки уже начал заключать договоры с организациями, получившими финансирование, по решению таких вот сомнительных ННС.
- Кто, по-вашему, виноват в этом скандале? Кто готовит списки? Обязан ли премьер проверять их на соответствие положению перед тем, как утверждать? Почему научный мир сразу не забил тревогу, как только стало известно, кто попал в состав ННС?
- У многих возникло ощущение, что в этом году распределение грантов на финансирование науки произошло исключительно среди “уважаемых ученых”. Однако именно эти “ученые” к науке, как правило, не имеют никакого отношения.
Тревогу в первую очередь забили молодые ученые, скорые на подъем, когда стало очевидно, что их выкинули из финансирования независимо от набранных ими баллов на государственной экспертизе.
А кто виноват и что должен делать премьер, пусть с этим разбираются компетентные органы. Я обращался и в Генеральную прокуратуру, и в антикоррупционную службу и поставил свою подпись под коллективным письмом президенту страны.
- Можно ли в рамках существующей системы навести порядок с распределением грантов? Если да, то что для этого надо сделать?
- Можно, если формировать ННС, состоящие хотя бы наполовину из настоящих ученых с индексом Хирша не менее 5 (можно за всю жизнь, а не за пять лет!), но именно это невыгодно кому-то в МОН! Хотя это и понятно: учеными управлять сложно. Например, в сегодняшнем ННС Калимолдаева я знаю только трех из почти 30 человек, которые имеют индекс Хирша 5 и более, это ЖАУТЫКОВ, МЫРЗАКУЛОВ, ЧЕЧИН.
- Порочная система, насколько я понял, действует с 2011 года. Как в прежние годы происходило распределение грантов? Неужели раньше всех все устраивало?
- Недовольные были всегда, но в основном уровнем государственной экспертизы, поскольку ННС исходили из ее результатов. В этом году она проведена на хорошем уровне, а ННС пренебрегли ее результатами и стали основываться на принципе “уважаемости ученых” при распределении финансирования науки. Недаром этот принцип молодые ученые назвали принципом “агашки”, и с этим я полностью согласен! Если чиновники от науки начинают говорить о национальных интересах, можно с уверенностью сказать, что речь идет об их личных интересах. И чтобы этого избежать при распределении финансирования, надо исходить только из объективных показателей, например из результатов госэкспертизы.
Игорь НЕВОЛИН,фото с сайта express-k.kz, Алматы