Мы постепенно переходим от суперпрезидентской республики к президентской
Проект поправок в Конституцию Казахстана в рамках перераспределения полномочий между ветвями власти, вынесенный на всенародное обсуждение, вызвал большой резонанс. Наш корреспондент побеседовал с главой Казахстанского института стратегических исследований, политологом Ерланом КАРИНЫМ (на снимке).
- Ерлан, насколько своевременна эта реформа? Согласны ли вы с тем, что ее нужно было проводить 10-15 лет назад, а не сейчас?
- Эти реформы объявлены не внезапно. Президент на протяжении последних двух-трех лет неоднократно говорил о том, что эти осуществляемые реформы потребуют и принятия определенных шагов в политической сфере для того, чтобы перезагрузить систему взаимоотношений между ветвями власти.
- То есть реформе сейчас самое время?
- Да, но с одной оговоркой - это превентивные шаги. Реформы обусловлены не текущей ситуацией, это не реакция на сегодняшние вызовы или проблемы, это шаги для подготовки системы госуправления к будущим вызовам. Президент в своем выступлении не зря сказал, что динамика и сложность общественных процессов в Казахстане нарастают, а это означает, что усложняется и технология регулирования этих процессов. Цель предлагаемых конституционных изменений - обеспечить устойчивость политической системы в новых будущих реалиях.
- Согласно проекту некоторые президентские полномочия переходят к парламенту и правительству. Между тем за годы независимости институт президентской власти в Казахстане показал свою эффективность. Те решения, которые принимал президент, даже если они казались спорными, в конечном итоге оказывались верными. Но в то же время институты правительства и парламента давали поводы для сомнений в их эффективности и, скажем так, политической зрелости. В связи с этим возникает вопрос: насколько оправданна передача этих полномочий? Справятся ли они с теми задачами, которые ставит перед ними президент?
- За это переживать не стоит. Разгула демократии не будет (смеется). Эти поправки не предусматривают радикального перехода к какой-то абсолютно новой политической форме управления. Безусловно, это реальные реформы. Они, с одной стороны, усиливают статус парламента, усиливают самостоятельность правительства, но при этом надо правильно понимать, что Казахстан остается страной с президентской формой правления.
Некоторые критики говорят, что эти изменения носят косметический характер. Мне кажется, что заблуждения многих экспертов, которые критикуют эти реформы, исходят из их изначально ошибочного убеждения или представления, что якобы мы должны были перейти от президентской к парламентской или смешанной президентско-парламентской системе. Но об этом ведь никто и не говорит. С чего они вдруг решили, что эти реформы обязательно должны привести именно к парламентской модели? Речь идет исключительно о перезагрузке системы властных взаимоотношений, меняются принципы взаимодействия между ветвями власти.
Президент делегирует часть своих полномочий другим институтам - парламенту и правительству. Но при этом роль президента остается центральной. Он просто будет больше концентрироваться на каких-то стратегических вопросах. До сегодняшнего дня мы двигались в рамках модели, принятой еще в 90-е годы, когда все вопросы политического управления были сосредоточены в руках президента. Президент был абсолютным политическим центром. Так было необходимо, чтобы провести быстрые рыночные реформы, создать мощные основы новой государственности.
Сегодня мы в другой ситуации, и перед нами уже другие задачи. Говоря проще, мы начинаем постепенный переход от суперпрезидентской республики к президентской. Но и это очень важный, существенный шаг в наших условиях, в условиях политической ситуации в регионе и вообще в целом с учетом глобальных трендов. Это, безусловно, движение вперед. Мы не стоим на месте.
- То есть поправки не косметические?
- Абсолютно нет. Да и потом зачем власти на абсолютно ровной ситуации, когда никто и не требует, и не говорит о политических реформах, просто даже затевать разговор о политических реформах?! А президент в своем обращении использовал еще более сильную формулировку, говоря о том, что это конституционная реформа. И в рамках этой реформы провозглашается ряд других изменений. Кстати, они тоже очень важные - о незыблемости суверенитета, об унитарности и т. д. Ведь Конституция - это не просто свод каких-то правовых и юридических правил. Конституция - это еще и своеобразный политический манифест нации, это политическая декларация, свод основных политических ценностей и принципов. И предлагаемые изменения помимо собственно новой правовой нагрузки провозглашают новые парадигмы в нашем развитии.
Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото из личного архива Ерлана Карина, Алматы