4051

Это Азия, детка!

Рекомендации экспертов Фонда Карнеги по корректировке политики США в Центральной Азии

“Значительные геополитические изменения и нестабильная ситуация в cтранах Центральной Азии создают предпосылки для усиления соперничества между Россией и Китаем за влияние в Центрально-Азиатском регионе. В то же время регион становится менее открытым для американского влияния и программ по распространению демократии. США необходимо адаптировать свою политику к сложившимся условиям, чтобы цели Вашингтона в Центральной Азии были скоординированы с его на самом деле ограниченными ресурсами и интересами”.

Так начинается доклад “Политика США в Центральной Азии”, опубликованный на днях на сайте московского подразделения международной научно-исследовательской организации Фонд Карнеги за международный мир. Авторы доклада - Евгений РУМЕР, Ричард СОКОЛЬСКИ и Пол СТРОНСКИ - анализируют ситуацию, сложившуюся в Центральной Азии на текущий момент, и дают рекомендации Вашингтону, как себя вести. Предлагаем вашему вниманию наиболее значимые фрагменты этого любопытного доклада.

Против кого дружить

Вашингтону пришла пора внедрить новую - третью по счету - модель поведения в отношениях со странами Центральной Азии.
После событий 11 сентября отношение Вашингтона к Центральной Азии и характер сотрудничества с государствами региона резко изменились - на первый план вышли соображения, связанные с военными задачами и безо­пасностью. Потребность тылового обеспечения военной операции США в Афганистане, а значит, и зависимость от доступа к военной инфраструктуре региона возобладали над стремлением содействовать политическим и экономическим реформам, соблюдению прав человека. Из зоны второстепенного внимания Центральная Азия превратилась в регион, занимавший важное место в стратегии США.
Теперь же, когда присутствие и роль боевых частей США в Афганистане существенно сокращаются, Вашингтону необходимо заново определить свои интересы, выстроить приоритеты и взаимоотношения в регионе - причем в ситуации, когда готовность и способность России к вмешательству во внутренние дела своих соседей повысились. Более того, долго­срочная цель усиления влияния в Центральной Азии, которую преследуют и Москва, и Пекин, может увеличить напряженность между ними, да и между государствами самого региона. Соперничество двух держав побуждает центральноазиатские государства стремиться к тому, чтобы участие Запада в делах региона сохранилось для сдерживания амбиций России и Китая.

Помнить о главных рисках

Серьезные риски, по мнению сотрудников Московского центра Карнеги, создает экономическая ситуация в регионе. В частности, утверждается, что странам ЦА так и не удалось диверсифицировать экономику: “Экономический спад в России и снижение курса рубля сильно ударили по Центральной Азии. Девальвация рубля оказала сильное негативное воздействие на экспорт из Казахстана в Россию, вынудив его правительство девальвировать и собственную валюту - последствия этого решения по сей день сотрясают экономику и политическую систему страны. У всех стран Центральной Азии серьезные проблемы с привлечением иностранных инвестиций. Так, Казахстан - государство с лучшим деловым климатом в регионе - занимает в рейтинге Всемирного банка “Ведение бизнеса” за 2015 год лишь 77-е место из 189”.
Еще одним негативным фактором является коррупция, которая пронизывает все сферы жизни общества.
“Всепроникающая коррупция, неэффективность управления государством и отсутствие благоприятных экономических возможностей у больших групп населения - взрывоопасная смесь, которая угрожает прочности государств и режимов”, - утверждают авторы доклада.
Помимо этого отмечается негативное влияние на развитие стран политических репрессий (в частности, преследование независимых СМИ и журналистов), а также угроза исламского экстремизма. Что интересно, в докладе утверждается: “Правительства стран Центральной Азии преувеличивают опасность угрозы исламского экстремизма” для того, чтобы “избежать критики со стороны Вашингтона за нарушения прав человека”.

От Евразии к Азиопе

По мнению сотрудников Центра Карнеги, в Евразии сейчас происходит фундаментальный геополитический сдвиг, который приведет к геополитической переориентации региона с Европы и США на Азию. Утверждается, что в ближайшие десять лет будущее Центральной Азии будут определять пять тенденций.
Китайский фактор. Превращение Китая в ведущую экономическую и геополитическую силу в Центральной Азии не вызывает сомнений, но вопрос о том, как Пекин намерен использовать свое влияние, остается открытым. В условиях непрозрачности, окутавшей деятельность руководства стран Центральной Азии, сложно говорить о том, какое влияние на самом деле оказывают на регион внешние силы, но Китай среди них, безусловно, играет важнейшую роль. Чтобы консолидировать и сохранить власть, любому новому лидеру в Центральной Азии будет крайне важно получить заверения в поддержке Пекина. Если в прошлом Москва была единственной столицей, определявшей политические судьбы региона, то теперь она не обладает этой монополией.
Отступление России. Экономические трудности и негативные последствия агрессии на Украине, скорее всего, обернутся дальнейшим сокращением и без того уже сократившегося присутствия России в Центральной Азии. Соответственно, уменьшится и ее политическое влияние в регионе.
Определенного успеха в укреплении позиций в Центральной Азии Россия добилась с помощью своей новейшей экономической и геополитической схемы - Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Чем обернется для парт­неров России вступление в ЕАЭС, пока неясно, поскольку формирование общего рынка союза планируется завершить лишь в 2025 году. Однако за последний год товарооборот между Россией и несколькими членами ЕАЭС сократился, что в долгосрочной перспективе заставляет сомневаться в жизнеспособности этого блока. Как ни парадоксально, ЕАЭС может стать инструментом китайского, а не российского влияния в Центральной Азии. В мае 2015 года президент России Владимир ПУТИН и председатель КНР СИ Цзиньпин обсудили возможность координации и даже интеграции китайского проекта “Экономический пояс Шелкового пути” с российским ЕАЭС с целью создания, как выразился Путин, “единого экономического пространства”. Государства ЦА встретили эту декларацию, мягко говоря, без энтузиазма. В сентябре 2015 года Китай и Казахстан заявили о намерении координировать национальную программу Астаны по экономическому развитию “Нурлы жол” (“Светлый путь”) с инициативой Пекина “Шелковый путь”. Это решение позволяет предположить, что ЕАЭС может в конце концов превратиться в потемкинскую деревню, с помощью которой Россия будет создавать ложное впечатление о своем экономическом могуществе и влиянии в регионе.
Ухудшение экономической ситуации в России, нынешняя рецессия и перспектива медленного роста в ближайшие годы не сулят укрепления связей России с Центральной Азией, скорее всего, она и дальше будет уступать Китаю место главного экономического парт­нера региона.
Возвращение Ирана. Восстановление отношений с Ираном может привести к трениям и конфликтам. В регион приходит новый и пока непонятный игрок - теократическое государство, с которым придется иметь дело светским режимам, считающим растущую религиозную активность одним из главных источников внутриполитической нестабильности. Кроме того, Иран, вероятно, попытается использовать свои преимущества по отношению к региону  в интересах собственных проектов в области экспорта нефти и газа. Иран также будет конкурировать с Центральной Азией за инвестиции и, учитывая его размеры, географическое положение и энергетический потенциал, скорее всего, получит в этой борьбе немалые преимущества.
Афганская проблема. Нестабильность на севере Афганистана создает двойную угрозу для Центральной Азии. Конфликт распространился до самой границы региона. В Афганистане находятся террористические группировки, сформировавшиеся в Центральной Азии и не скрывающие своих намерений вернуться на родину. Лидеры региона считают группировки прямой угрозой своей безо­пасности: по их мнению, международная коалиция долгое время недооценивала и игнорировала эту угрозу, а теперь предоставила государствам Центральной Азии разбираться с ней собственными силами. Ситуация в Афганистане будет и дальше преобладать над другими проблемами в этой сфере, включая геополитическую экспансию Китая и России.
Ослабление интереса Запада. Центральная Азия - это далекий регион, не имеющий выхода к морю, у него нет исторических, культурных и этнических связей с Америкой и Европой. Кроме того, регион окружен крупными державами, у которых с ним больше интересов и тесных связей. Эти державы настороженно относятся к чужим попыткам создать плацдармы на стратегически важной для них территории. У США и Европы нет первостепенных интересов в Центральной Азии, но у них есть цели, связанные с Китаем, Ираном и Россией. Все вместе это приводит к тому, что в политической повестке Запада соседям Центральной Азии придается куда большее значение, чем ей самой.
Эксперты фонда рекомендуют Вашингтону в сложившейся ситуации пересмотреть свою политику в Центральной Азии. В частности, они рекомендуют избавиться от бремени непосредственного обеспечения безопасности, делегировав другим странам задачу поддержания баланса сил в нестабильных регионах. Первоочередной же задачей является выстраивание иерархии сотрудничества.

Ставить на Казахстан

“В сложившейся ситуации Казахстан - лучший кандидат для сотрудничества в регионе. У этой страны есть концепция развития, ресурсы и институциональный потенциал, необходимый для более активной роли лидера и для содействия переходу ЦА на позитивную траекторию движения. У Казахстана есть серьезные достижения во внешней и внутренней политике, и в отличие от других стран региона он ставит себе крупные задачи на будущее. Его лидеры осуществляют искусную сложную дипломатическую стратегию, позволяющую эффективно использовать связи с Китаем, Россией и США. Поддерж­ка и стимулирование со стороны США могут помочь Казахстану двигаться в сторону более современной, открытой и диверсифицированной экономики. Со временем он, возможно, будет больше похож на Дубай и Сингапур - такую цель, кстати, и ставит руководство Казахстана, чем на Россию. Поддерж­ка и стимулирование со стороны США не могут сами по себе превратить Казахстан в Сингапур со всеми преимуществами политической стабильности, верховенства закона и устойчивого экономического развития. Но любая помощь Америки, способствующая продвижению к этой цели, несомненно, оправданна”, - резюмируют авторы доклада.
Подготовил

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото с сайта mfa.gov.kz Алматы

Дословно

Ерлан ИДРИСОВ, глава МИД Казахстана:
- Наши добрые, тесные, впередсмотрящие отношения с Россией - это данность, это константа... Мое личное ощущение такое, что новый состав парламента будет продолжать линию на укрепление и расширение многопланового взаимодействия и сотрудничества с Россией и в двустороннем плане, и в региональном, и в многостороннем формате.
Я уверен, что новый состав парламента будет в одной команде с нами, в частности с Министерством иностранных дел, в плане наших взаимодействий с нашим ближайшим соседом и союзником Россией.
Сказано на встрече с журналистами в Астане 18 марта с. г.

Поделиться
Класснуть