2587

Назад, в будущее

“Страна нуждается в тех, кому можно доверять. А доверяешь тому, кого любишь”

20 марта состоятся досрочные выборы в мажилис. Чего смог добиться предыдущий парламент, какие задачи встанут перед будущим - об этом и многом другом наш корреспондент беседует с доктором социологических наук, вице-президентом Ассоциации социологов Казахстана, экс-депутатом мажилиса парламента 5-го созыва Сериком СЕЙДУМАНОВЫМ.

- Серик Турарович, перед тем как поговорить о большой политике, хотелось бы коснуться проблем не чужого для вас Алматы. Каково вам, коренному алматинцу, многолетнему вице-мэру, смотреть на перемены в южной столице?
- Я оптимист, поэтому больше склонен находить позитивное. И я очень люблю Алматы и алматинцев. Вижу, как растет и развивается город, как строится Ледовая арена, как в Алатауском районе вырос целый городок для проведения Универсиады в 2017 году. Алматы, как драйвер экономики страны, находится в постоянном поиске и развитии.
- То есть наблюдаете завершение всего того, что было заложено прежним акимом и его командой - вами в том числе?
- Акимы всегда играют особую роль в развитии того или иного региона, но они приходят и уходят, а жизнь города продолжается, и самое главное, что происходит в Алматы сейчас, - продолжаются дела. Это непрерывный процесс. Другое дело, что некоторые моменты требуют принятия экстренных мер, неординарных, новых решений. К примеру, та же система “Оңай!”, но она новая, поэтому издержки при ее внедрении оказались неизбежными.
- Вот вы упомянули систему “Оңай!”. Скажите: чем отличаются инвалиды Алматы от инвалидов Астаны?
- Как инвалиды (я имею в виду в физическом плане) - ничем.
- А как граждане?
- Тоже ничем.
- Тогда почему у столичных бесплатный проезд в общественном транспорте, а алматинские приобретают карточки по льготной цене?
- Аким города, выступая с отчетом на площадке СЦК, сказал, что акимат сегодня вносит изменения в систему, принимает решения по всем социально уязвимым категориям граждан, среди которых и инвалиды. То есть эта система совершенствуется.
- Необходимость введения системы “Оңай!” объясняют тем, что пора выводить многомиллионные средства в транспорт­ной сфере из теневого сектора, ликвидировать коррупцию в этой сфере, упорядочить ее. Получается, что ваша команда не могла или не хотела бороться с этим?
- Абсолютно ясно, почему город пошел на этот шаг. Из городского бюджета ежегодно выделяются огромные дотации (речь идет о сотнях миллионов тенге) перевозчикам, а те продолжают твердить, что они убыточны. Поэтому нужна была такая система. В сетях и СМИ очень много сторонников новой системы, у которой, кстати, были и предшественники. Такая работа велась, вспомните, например, хотя бы внедрение валидаторов. Теперь появились новые системы и возможности: в то время еще не было таких электронных систем.
- Ну как не было? В Москве, если не ошибаюсь, уже лет пять действует подобная система, в Петербурге ее внедрили в 2011 году...
- Любая инновация требует как вложений, так и возможностей, и она сразу же не приходит во все города. На это требуется определенное время. Вот во многих городах есть ЛРТ, а у нас еще нет. Мы что, не хотим? Хотим. Но на это требуется время и средства.
- Из заместителей акима вы перешли в депутаты. Пятый созыв, в котором вы трудились, досрочно прекратил свои полномочия. Скоро выборы. Уже известно, что от доминировавшей в прежнем созыве партии в новый созыв будут выдвигаться 33 депутата из прежнего депкорпуса. То есть страна входила в нынешнюю фазу мирового кризиса с этим парламентом, который в известной степени несет ответственность за экономическую ситуацию. Так что изменится, если эти же люди снова окажутся в мажилисе?
- Ну, скажем так, положение, в котором сейчас находится страна, стало возможным по многим причинам, которые известны. Все, что происходит в мировой экономике, касается и нас. Депутаты же пятого созыва проделали свою работу. В первую очередь приняли ряд законов в рамках Плана нации, который обеспечивает антикризисные меры. Что касается 33 человек, то они в определенной степени обеспечивают преемственность депутатской деятельности. Это очень важно. Мне самому понадобилось полтора-два года, чтобы стать более эффективным депутатом. Я и до этого знал регламент парламента и законы, определяющие депутатскую деятельность, но в реальном процессе, чтобы вникнуть во все, влиять на процесс принятия качественных законов, нужно определенное время. Поэтому в мажилис нового созыва и выдвигаются те, кто уже имеет стаж депутатской работы. И это, безусловно, в целом повышает эффективность деятельности парламента. Что касается ответственности - ответственность у парламента есть. В первую очередь за качество принимаемых законов. Критерии оценки качества законов разные, в том числе и мнения авторитетных международных организаций, а они дают высокие оценки деятельности парламента и в целом законотворческому процессу. Это я вам говорю не только как депутат прежнего созыва, но и как человек, который работал с международными организациями, экспертами офисов ОБСЕ, ПРООН, ЮСАИД и др.
- И какую же ответственность несут депутаты? На словах?
- Почему на словах?
- Ну а какую еще? Вспомним закон о дорожном движении, когда был принят запрет о парковке вдоль дорог. Потом эту норму отменили. И ни один депутат, принимавший участие в разработке этого законопроекта, не посыпал голову пеплом, не ушел из мажилиса...
- Мы долго работали над этим законом. Было предложено более 2500 поправок. Над каждой из них скрупулезно работали с привлечением широкого круга экспертов. Просто журналисты не видят этого - они же не приходят на заседания рабочих групп.
Депутаты признали свою неправоту с рядом положений этого закона. Какие-то отдельные ошибки, неточности или недоработки были, согласен. Мы это признали. И депутаты, которые занимались разработкой этого закона, понесли ответственность: перед обществом, как его избранники, и перед фракцией - как члены партии.
- То есть вся ответственность - выговор от партии плюс муки совести?
- Поверьте, партийное взыскание и личные переживания - это тоже достаточный груз ответственности. Ну а если ошибки по какому-то закону совсем критичны, резонансны, то депутат может быть и отозван.
- А если депутат уже в самом начале работы созыва показал свою профнепригодность, он все равно будет сидеть до конца срока? Зачем? Почему мы, налогоплательщики, должны содержать такого избранника?
- Все же каждый, кто становится депутатом, старается соответствовать требованиям профпригодности.
- Не факт.
- Для таких случаев существует система ротации.
- Ну и сколько человек сменилось?
- В партийном списке партии “Нур Отан” пятого созыва было 127 человек. Из них 83 стали депутатами в 2012 году. То есть 44 человека остались в резерве. Когда я в 2013 году стал депутатом, в резерве оставалось 33 человека. Значит, десять человек сменились до меня, и после еще было ротировано человек пять-шесть. Это касается и других партийных фракций.
- Если преемственность важна, то, может быть, стоит определить законом: депутатом мажилиса может быть только тот, кто прошел сначала районный или городской маслихат, а затем областной. Чтобы в мажилис приходили опытные люди и им не требовалось полтора-два года для акклиматизации? Зачем нам звезды эстрады и спортсмены, которые ничего не понимают в законотворчестве?
- Как формировать партийные списки - это отдельная тема. Но представители различных слоев - аграрии, спортсмены, певцы и т. д. - должны быть представлены - они знают проблемы тех сфер, где работают. Да, желательно, чтобы депутаты были сразу с парламентским опытом. Но нельзя делать это требование обязательным! Главное, чтобы у человека была школа жизни. Почему спортсмены и артисты? Потому что высшая узнаваемость и известность именно у этой категории. А если говорить о тех, кто оказался в партийном списке партии “Нур Отан”, то все они народные любимцы в прямом смысле этого слова.
- И в них нуждается страна?
- Страна нуждается в тех, кому можно доверять. А доверяешь тому, кого любишь.
- В нынешнем списке не оказалось Айгуль СОЛОВЬЕВОЙ, Танирбергена БЕРДОНГАРОВА...
- Оба известные в стране люди, общественные деятели с активной жизненной позицией.
- Меня интересуют мотивы невключения их в список.
- Это решение руководства партии.
- Другие члены партии могут не согласиться с таким решением?
- Субъективное мнение может иметь место, но решение, принятое высшим партийным органом - съездом партии, не обсуждается.
- Политолог Данияр АШИМБАЕВ говорил мне в интервью: большинство депутатов мажилиса из областей, как правило, остаются без работы. А вы утверждаете, что трудоустраивают всех.
- Я сказал, что всем предложат работу. А соглашаться на нее или нет - выбор каждого.
- Ашимбаев предположил, что будут три партии - “Нур Отан”, “Ак жол” и КНПК.
- Это на сегодняшнем этапе, по-видимому, наиболее вероятный прогноз. Но в реальности может быть всякое. Есть такая политическая стратификация: левые партии, правые и центр. Центристской партией у нас является “Нур Отан”, на правом фланге - “Ак жол”, а на левом - КНПК, ОСДП, отчасти “Ауыл” и “Бирлик”. На левом фланге на этих выборах будет конкуренция.
- А на правом?
- Тоже будет. Потому что центристская партия отбирает голоса у правых. Предыдущие электоральные периоды это наглядно показали. В любом случае это решат избиратели.
- Вы получили полуторамиллионную компенсацию?
- Нет. Мы получили только январскую зарплату за отработанные 20 дней.
- А если выплатят? Вы лично возьмете эти деньги? Я вот считаю, что любой труд должен быть оплачен. Если положена компенсация по закону, значит, ее должны выплатить. А уж как распоряжаться этими деньгами, пусть бывшие депутаты сами решают.
- Согласен. Ведь человек пока не трудоустроится, будет лишен заработка.
- А когда начнется выселение экс-депутатов из столичного ЖК “Нурсая”?
- Есть установленные сроки - до 20 февраля. Это жилье является служебным и предоставляется на срок депутатских полномочий.

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть