Простите женщину!
По мнению мажилисмена, 99 процентов акимов работают честно
Ровно два года прошло с того момента, как Серик СЕЙДУМАНОВ (на снимке) сменил кресло заместителя акима Алматы, которое он занимал семь лет, на мандат депутата мажилиса. Как он оценивает работу нижней палаты парламента, что думает о громких скандалах, в которых оказались замешаны высокопоставленные чиновники страны, каков его взгляд на мировые события и их влияние на Казахстан? Об этом и многом другом мажилисмен рассказал в интервью нашей газете.
- Серик Турарович, сегодня многие говорят о слабости нашего парламента, о его безынициативности, “бесцветности”. Складывается впечатление, что ваши коллеги подходят к разработке законов, мягко говоря, спустя рукава. Красноречивый пример - последний закон о правилах дорожного движения. Депутаты его приняли, а теперь усиленно чешут затылки: может, стоит отложить некоторые нормы на полгода-год? Про норму о парковках в городах я вообще молчу!..
- На стадии обсуждения в этот законопроект было предложено внести более 2500 поправок. Из них были отобраны те, которые соответствуют как мировым стандартам, так и развитию нашей автотранспортной сферы. Другое дело, что несколько пунктов оказались не до конца проработанными на этапе реализации закона.
Депутаты взяли на себя часть вины - в частности, за то, что не предвидели остроту в вопросе обеспечения детскими удерживающими устройствами (ДУУ). Но отвечать за это, я считаю, должны в первую очередь уполномоченные госорганы! Именно они должны были проводить информационно-разъяснительную и другую подготовительную работу среди населения. Причем проводить заранее - до вступления закона в силу. Но они поступили как всегда: решили, что когда закон будет принят, так все вопросы сами собой разрешатся. Та же ситуация с автоаптечками. Перед новым годом Министерство здравоохранения и социального развития изменило их состав. Причем, как утверждают эксперты, вполне обоснованно и рационально. Но на дату вступления закона в силу - 11 января - в аптеках страны не было автоаптечек, соответствующих новому составу. Их по сей день не везде найдешь.
Что касается нормы о парковке - это тоже правильная и нужная норма. Но местные исполнительные органы должны были создать необходимую инфраструктуру для того, чтобы людям не пришлось нарушать закон. Сейчас все эти вопросы решаются. И я уверен, что в скором будущем ситуация выправится.
- Ходят слухи, что близкая родственница некоего крупного чиновника открыла бизнес по завозу в Казахстан автокресел и ДУУ, и якобы поэтому в новые Правила дорожного движения была внесена эта норма...
- Думаю, что это ложная информация, неправда. Если бы действительно была такая бизнесвумен, то это, наоборот, решило бы все проблемы с нехваткой автокресел на рынке. Мы тогда, может быть, и не почувствовали остроту этой проблемы.
- В последнее время в соцсетях актуализировалась тема межнациональных отношений. Возможно, кто-то намеренно ее обостряет, преследуя какие-то свои цели. В арсенале интернет-пользователей появились такие словечки, как “нацпат”, “ватник”, “укроп” и т.д. Не приведет ли все это как минимум к конфликтам в офлайне?
- У меня по этому поводу несколько отличное мнение. Я считаю, что ситуация с межнациональными отношениями в Казахстане была и остается стабильной и дружеской. И никаких объективных факторов, которые могли бы изменить ее в худшую сторону, нет. Что касается тех случаев, о которых вы говорите, это просто проявление настороженности из-за событий, которые сегодня происходят на постсоветском пространстве, с тем, что творится сегодня на Украине.
Но, на мой взгляд, никакого переноса украинских событий на Казахстан не может быть - по той простой причине, что у нас возникновение такой ситуации попросту невозможно в силу известных казахстанских факторов - личности президента Казахстана, проводимой в стране национальной политики, действующих в стране механизмов поддержания мира и согласия. А то, что возникают такие споры, свидетельствует лишь о том, что у нас здоровое общество, которому небезразлично то, что происходит в мире.
- Между тем около 20 пользователей Facebook подали в суд против Татьяны ШЕВЦОВОЙ-ВАЛОВОЙ за то, что она публиковала оскорбительные комментарии, затрагивающие национальные чувства. Как вы оцениваете действия истцов?
- Я думаю, что истцы продемонстрировали гражданскую позицию, а теперь можно проявить благородство и... простить эту женщину! Главное - даны нужные оценки, теперь можно не доводить это дело до судебного решения.
- То есть таких людей и их высказывания не нужно замечать?
- Нет, замечать и порицать такие высказывания надо! Но я думаю, что человек уже давно понял свою ошибку. А раз осознал, то его можно простить.
- А что вы думаете о российско-украинском конфликте и как оцениваете те санкции, которые были введены против России?
- То, что происходит сегодня между Украиной и Россией, я воспринимаю с болью, как и любой другой человек. Мне бы очень хотелось, чтобы санкционная война закончилась, наступил мир, чтобы на Донбассе и в Луганске наладилась мирная жизнь.
- По сообщению некоторых российских СМИ, НАТО подтягивает свои войска к российской границе. Какова, на ваш взгляд, вероятность развития военного конфликта между Россией и Западом?
- Я думаю, что сегодня оснований для открытого военного противостояния нет. Но ситуация в ДНР и ЛНР взрывоопасна. Необходимо прекратить обстрелы мирного населения: оно ни в чем не виновато! Иначе военного конфликта не избежать. Сейчас работает контактная группа. Наш президент Нурсултан НАЗАРБАЕВ предложил Астану в качестве переговорной площадки, чтобы окончательно урегулировать данный конфликт. Я очень надеюсь, что все заинтересованные стороны сядут за стол переговоров, консенсус будет достигнут и ситуация стабилизируется.
- Недавно бывший советник главы Нацбанка Олжас ХУДАЙБЕРГЕНОВ предложил восстановить таможенные посты на границе Казахстана с Россией, чтобы закрыть шлюзы для дешевой российской продукции и тем самым защитить отечественного производителя. Нужно ли следовать этому совету?
- Все меры, которые могут притормозить развитие Евразийского экономического союза, в конечном счете будут неблагоприятны для казахстанской экономики. Я считаю, что восстановление таможенных постов будет как раз-таки тем самым необдуманным шагом. Другое дело, что внутри страны нужно реализовать ряд мер по поддержке отечественного производителя. И правительство, и госорганы, и нацпалата предпринимателей уже занимаются этим вопросом. Поэтому, я думаю, уже в самом ближайшем будущем ситуация стабилизируется.
- Глава государства 15 января на совещании по вопросам социально-экономического развития страны подчеркнул, что сегодня необходима жесткая экономия средств, чтобы успешно противостоять кризисным явлениям в мировой экономике. В этих непростых условиях, может, стоит отказаться от каких-то имиджевых проектов? К примеру, от участия в борьбе за право проведения зимней Олимпиады-2022?..
- Это не только и не столько имиджевые, сколько в целом для страны инфраструктурные мероприятия. Если говорить об Олимпиаде, то благодаря ей мы сможем развить спортивную инфраструктуру в соответствии с высшими мировыми стандартами. Олимпиада пройдет, а все эти объекты - общежития, гостиницы, новые дороги, современные коммуникации и т.д. - у нас останутся. В период кризиса инфраструктурное развитие позволит не только создать новые рабочие места, но и даст дополнительный позитивный толчок для развития экономики всей страны в целом.
- В истории современного Казахстана с завидной регулярностью возникают коррупционные скандалы, в которых оказываются замешаны высокопоставленные чиновники и чины. Неужели нет никаких эффективных механизмов предотвращения подобных случаев? И каково, к слову, ваше личное отношение к делу экс-премьера Серика АХМЕТОВА?
- Контроль за работой акимов налажен. Другое дело, что преступные схемы, если они есть, выявляются, к сожалению, не сразу. Но то, что они выявляются, свидетельствует о том, что система мониторинга и контроля работает. Пусть и с запозданием.
В то же время я могу сказать, что 99 процентов акимов работают самоотверженно, честно и по закону.
Что касается Серика Ахметова, я его хорошо знаю и высоко ценю его организаторские и политические качества. Сейчас он находится под следствием, которое, как я надеюсь, будет проведено объективно.
- Недавно в Агентстве по делам госслужбы и противодействию коррупции заявили, что система отбора чиновников в корпус “А” нуждается в реформировании и пересмотре. Вы согласны с этим?
- На мой взгляд, система тестирования довольно жесткая. К примеру, тестирование включает в себя требование знаний 10 законов, стратегических и программных документов, в каждом разделе - по 10 вопросов, и человек должен по каждому блоку набрать не менее семи баллов. Даже если он ошибется лишь в одном блоке вопросов и не доберет, допустим, одного балла, его к собеседованию не допускают. А ведь нужно оценивать и другие характеристики и качества кандидата: есть ли у него опыт работы на руководящих позициях, умеет ли он взаимодействовать с населением, успешно ли решает поставленные задачи и т. д. Поэтому, когда говорят о реформировании, подразумевают, что нужно не отменять тестирование, а сделать гибче оценочную систему. И я считаю, что это правильно, так как такой подход позволит более объективно оценить человека.
Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы