3802

Дышите - не спешите

Известно, что в Алматы становится все труднее дышать - как в прямом, так и в переносном смысле. И если про альтернативные коннотации “трудно дышать” можно долго дискутировать, то проблема загрязнения окружающей среды вроде бы никем не оспаривается. Впрочем, оба смысла нерушимо связаны диалектикой общественных взаимоотношений - вот Дагмар ШРАЙБЕР (на снимке) выступала против застройки Кок-Жайляу, а теперь ее внезапно ограбили, и она собирается покинуть Казахстан. В сторону, “где воздух упруг, как спасательный круг”.

Г-жа Шрайбер уже давно живет в нашей стране, занимается развитием туризма и экологических программ. Недавно, по возвращении с отдыха на Иссык-Куле, экологический активист обнаружила свой дом разграбленным - причем преступники не взяли деньги и драгоценности, зато утащили два рабочих компьютера. В этих машинах были все материалы, которые Дагмар собирала в течение многих лет. Сказать, что Шрайбер была расстроена - это назвать кипящее прохладным. Эксперт по экотуризму оказалась в полной прострации. Произошедшее она однозначно связывает с событиями вокруг Кок-Жайляу.
- Это уже не первый случай подобного рода, - говорит Дагмар. - Больше года назад мой компьютер подвергся атаке хакеров. Исчезла сначала папка “Кок-Жайляу”, потом все остальное. Тогда я успела сделать копии почти всех материалов. Было два однозначных словесных предупреждения через сторонних людей. Мне совершенно ясно, что все это недоказуемо. Но логика в этих атаках прослеживается железная.
- Несмотря на обширные выступления экспертов, в обществе еще не сложилось однозначное мнение насчет Кок-Жайляу. Почему лично вы против?
- Аргументов несколько, вкратце назову самые главные.
1 Главный принцип экотуризма, которого мы придерживаемся, сводится к тому, что мы хотим создавать рабочие места в сфере туризма децентрально, в глубинке, где нет работы, где люди выживают с трудом. Там эти рабочие места действительно нужны, там с помощью туризма можно поднять или хотя бы спасти от опустошения целые регионы. А создавать порядка 30 000 рабочих мест на Кок-Жайляу - это, во-первых, утопия, и, во-вторых, Алматы уже сейчас не справляется с трудовой миграции из регионов. Город перенаселен, его надо разгружать.
2 Строить в национальном парке нельзя - это, во-первых, противозаконно и, во-вторых, вредно, как для самой природы, так и для нас всех. От разрушения национального парка близ Алматы экологическая обстановка в этом замученном городе становится еще хуже. Это мы не паникуем, это действительно так.
3 Данный проект не окупится, так как на него не будет такого спроса, как пытаются нам доказать его сторонники. 90 процентов казахстанцев не могут себе позволить такой вид отдыха, а иностранцы сюда в силу разных причин толпами не приезжают и не приедут. То есть это деньги на ветер. Если мы эти деньги хотим вложить с пользой для города, для всех граждан, то мы можем за этот миллиард полностью модернизировать общественный транспорт в Алматы или создать предпосылки для бесплатных спортивных кружков для всех детей.
4 Данный проект подрывает основы нашей деятельности по экотуризму. Иле-Алатауский национальный парк - кандидат на вступление во Всемирное природное наследие ЮНЕСКО. Если там вырубят деревья и построят горнолыжные трассы, то кандидатура аннулируется раз и навсегда. Если же парк включат в список наследия, это может дать мощный толчок развитию экотуризма в нем. Пешие, конные, велосипедные туры, зимой лыжные прогулки и туры на снегоступах. Образовательные туры, как ботанические и бэдвотчинг. Более экстремальные виды туризма: альпинизм, “выживание”, парапланеризм, рафтинг. Или просто прогулки на свежем воздухе с посещением визит-центра, детские кружки и лагеря - словом так, как это в странах вроде Германии и США уже десятилетиями работает. Это было бы замечательно для горожан и всех казахстанцев, ведь это доступный отдых, полезный для здоровья, многообразный и интересный.
- Вокруг Алматы остается все меньше свободных природных зон, например, для пешего туризма. Многие земли отданы в частную собственность. При этом владельцы земель и власть часто ссылаются на то, что институт частной собственности аналогичным образом работает и на Западе.
- Это большая проблема, и за последние 5-10 лет туризм в Казахстане от этого сильно пострадал. Половина ущелий недоступны, причем самые красивые! Эта приватизация касается даже национальных парков! Назову только Алма-Арасан за Алматы и Синегорье в Тургенском ущелье... В Германии такого нет. Национальные парки поэтому и называются национальными, а не частными, и существует полное табу для института частной собственности в таких местах. Если кое-какие территории недоступны, то это зоны покоя для животного и растительного мира.
- А в целом как вам видится экоситуация в нашей стране?
- Об этом можно долго говорить. От высохшего Аральского моря и проблем Каспия, гептила от Байконура, полигона и ввоза радиоактивных отходов до качества воздуха в некоторых крупных городах и проблем сбора и утилизации мусора. Плюс отсутствие достоверных данных и недоразвитое экологическое сознание людей. Остановлюсь на проблеме воздуха в Алматы, потому что его я каждый день вижу и знаю много людей, которые от него болеют. Меня эта проблема бесит, так как мне кажется, что ничего не делается для улучшения, а от этого страдают порядка 3 миллионов людей! На самом деле это все решаемо, причем довольно быстро, если только будет политическая воля.
Первое: нужна кардинальная перестройка приоритетов транспорта в сторону развития общественного на природном газе. В Ташкенте эту проблему решили! Второе: строжайшее применение новых норм выбросов для частного автотранспорта, включая бескомпромиссный контроль продажи некачественного топлива. Запрет длительных остановок автобусов и частных машин с включенными двигателями. Третье: нужно дать больше места и прав пешеходам и велосипедистам, поднимать их статус. А то у меня иногда такое впечатление, что водители машин против них ведут войну! Четвертое: прекратить массовые вырубки деревьев в городе и пригородах. Устойчивое возобновление зеленых насаждений. Отказ от всех строительных проектов, которые предполагают вырубки. Пятое: существенное ограничение индивидуального транспорта в национальном парке Иле-Алатау, чтобы тот снова мог выполнить свою функцию зеленых легких города. Шестое: газификация частного сектора. Седьмое: запрет сжигания листьев и других отходов в любое время года. Бесплатный сбор листьев, компостирование их и использование для улучшения почв под зеленые насаждения. Восьмое, без этого все остальное невозможно: широкая и интересная кампания экопросвещения для граждан. Включение их в решение названных вопросов. Я уверена, что мы увидим удивительно много креатива! Люди ведь хотят лучше жить!
- Это да. Вопрос только, куда мы движемся?
- Ну, раз в государственных документах взят курс на “зеленую” экономику, есть на­дежда, что мы туда и “поедем”. Тем более что предстоит смена поколений. Хорошо видно это было на фестивале FourЭ, который проходил с 23 по 25 августа под Алматы. Тысячи молодых людей там продемонстрировали, что для них экология и другие вещи более важны, чем крутизна и понты, деньги и вещизм. В сфере политики такие люди тоже появляются. Для них такие слова, как “экология”, “культура” и “образованность”, являются не только фиговыми листьями, но желанной целью. Я надеюсь, что будущее за ними.
Относительно Кок-Жайляу, я надеюсь на озарение людей, принимающих решения. Пусть они смотрят на свою Родину глазами извне, глазами иностранца и поймут, что это не страна для международного горнолыжного спорта. Пусть они смотрят глазами рядового казахстанца из Бетпакдалинского, Тарбагатайского или любого другого аула и поймут, что сельчанам даром не нужен такой комплекс под Алматы.
- Вы сказали, что собираетесь покинуть нашу страну. Всерьез ли это?
- Да, это всерьез, хотя от этой мысли очень больно. 19 лет своей рабочей и почти 6 лет личной жизни я провела в Казахстане. Здесь у меня намного больше друзей, чем в Германии, есть замечательные воспоминания, есть места, куда снова и снова тянет. Было много планов, большую часть из них не могу осуществлять без того, что было украдено. Но я подожду еще пару недель. Раньше я была очень нетерпеливым человеком. Но в Азии научилась не спешить.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы,Фото из личного архива Дагмар Шрайбер  

29.08.2013

Поделиться
Класснуть