5347

Той как основа национальной экономики, или Почему у нас всё вертится вокруг праздничных застолий

В отечественной артистической среде принято делить музыкантов на тойских и нетойских. К первой группе, абсолютно доминирующей по количеству, относятся все авторы и исполнители, которым незазорно выступать перед жующей и пьющей публикой на разномастных праздниках и вечеринках. То есть понятно, что там поют все, включая мировых звезд, однако речь сейчас идет о тех, кто сделал подобную специфичную практику основным видом деятельности и способом творческого существования. Такие артисты снимают и ротируют клипы в основном для того, чтобы напомнить о себе аудитории и, соответственно, иметь основания просить за свой выход к подогретой публике приличный гонорар. По большому счету, в нынешнем положении дел их все устраивает.
Во второй группе немногочисленные пока нонконформисты вроде Галымжана МОЛДАНАЗАРА и группы Ninety One, которые считают, что музыканты должны зарабатывать гастрольной и студийной деятельностью, а не руладами на свадьбах и днях рождения. Такие люди пытаются переломить ход истории и наладить в нашей стране цивилизованный музыкальный рынок. Многие из них пренебрежительно относятся к тойским и любят повторять, что у нас не шоу-бизнес, а той-бизнес. И пока все не изменится, пока артисты не перестанут массово чесать по свадьбам да именинам, ничего хорошего нашу музыкальную культуру не ждет, говорят они. Однако их крестовые походы на тойские святыни регулярно терпят фиаско. А причина в том, что отечественный той-бизнес невозможно опровергнуть, не опровергнув сам той. А той незыб­лем. Его невозможно превозмочь.
Это все равно, что пытаться выступать против хлопка в Узбекистане, объявить вне закона картофель в Белоруссии или запретить выращивать чай в Индии.
Известно, что наша страна практически ничего не производит (кроме впечатления). Но экономика, как всякая порядочная система гомеостаза, в условиях тотальной зависимости от нефтяной сферы разродилась внутренним экономическим чудом. И это чудо - той. Перманентный и
вездесущий. Его присутствие разлито повсюду. Трасса Талгар - Алматы, некогда известная только деревьями на обочинах, полностью обросла придорожными ресторанами. Точнее, даже не ресторанами, а банкетными залами, причем чем больше их становится, тем, кажется, чаще в них проходят мероприятия. Все залы забиты полностью! Намерение заказать банкет в Алматы, особенно “в сезон”, обязательно столкнется с жестокими реалиями в виде необходимости делать бронь на пару месяцев заранее. “Қазақтың тойы бітпесін!” (“Пусть не заканчивается казахский той!”) - поет популярный исполнитель Алишер КАРИМОВ по мотивам современного фольклора. И казахский той не закончится, потому что в противном случае закончится вообще все. Певцам негде будет выступать, малый и средний бизнес лишится поступлений, а государство - налогов. Молодые официанты и администраторы останутся без работы. Продакшн-студиям нечего будет снимать, ведущим придется разгонять свои развлекательные коллективы, и так далее. Какую альтернативу тою может дать современная казахстанская саморегулирующаяся экономика? Да никакой! Продавщица на базаре продает столовое серебро, которое подадут на юбилее уважаемого человека, а сама копит деньги, чтобы достойно провести проводы дочери и купить украшения сватам. Мясо она закажет у знакомого животновода, который до этого поставил сырья для десяти тоев, а сам собирается делать внуку сундет, для чего закупает шубат десятками литров.
Ситуация намного глубже, чем может показаться на первый взгляд. Той-мышление распространяется не только на частный уровень, это явление национального масштаба. И вообще удивительно, почему у нас осуждают молодоженов, играющих свадьбы в кредит, если у нас вся страна так живет. “Вся” не в смысле охвата населения, а в смысле масштаба событий.
Каждый раз, когда в недрах правительства зреет мысль провести очередное эпохальное мероприятие, это значит, что у властей предержащих снова проснулось желание закатить большой той, да такой, чтобы круче, чем у соседей. Пусть даже в долг перед будущими поколениями. В результате после объявления о новом потрясающем празднике странового масштаба все общественно-политические сервисы страны начинают работать в режиме тостов. На праздниках ведь по-другому не принято. Политологи пишут, что с политической точки зрения праздник принесет большие имиджевые выгоды. Экономисты заявляют, что праздник поможет оздоровить экономику страны. Эксперты предрекают вал туристов, одобрение мирового сообщества. Все дружно поднимают и выпивают за здоровье виновника торжества, даже если всем понятно, что персонаж он так себе и перспективы у него весьма туманные.
А по-другому в существующих условиях и не получится. Представьте себе пассажирский авиалайнер Airbus. Это крылатое воплощение индустриального развития, культуры и наукоемких технологий. Для того чтобы борт поднялся в воздух, был комфорт­ным и безопасным, над его конструкцией работают специалисты по аэродинамике, инженеры, физики, дизайнеры, эргономисты и прочие спецы, которые учились в специальных институтах с многолетней историей. При проектировании самолета используются новейшие достижения вычислительной техники, передовые технологии получения материалов с высокими прочностными характеристиками и так далее. Короче говоря, чтобы самолет полетел, нужны соответствующие условия. Икар разбился не потому, что идея летать была плоха, а потому, что он нуждался в технологиях получше, чем птичьи перья и воск.
Своих самолетов у нас пока нет. Зато есть свой той. И все передовые силы общества брошены на этот обширный фронт. Так что высшей точкой карьеры, например, крутого дизайнера обычно становится фраза, брошенная как бы невзначай: “Да я у премьер-министра (министра, акима) свадьбу дочери оформляла”.
Это как Airbus A380. Только круче.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть