“Коламбия Пикчерз” не представляет...
В прокат вышел новый фильм “Когда ангелы спят” с Кайратом НУРТАСОМ и его женой Жулдыз АБДУКАРИМОВОЙ в главных ролях. После первой картины сладкоголосого певца, представлявшей из себя полнометражную презентацию жизни Кайрата, никто не ждал от следующей ленты откровений.
В своем дебюте под названием “Љкініш” исполнитель бессмертного хита “Ауырмайды жџрек” (“Сердце не болит”) разворачивал перед зрителем историю казахстанского сэлфмейда в интерьерах рококо, а его мама и по совместительству продюсер Гульзира АЙДАРБЕКОВА прямо в диалогах с заказчиками исповедовала беспощадный (зато честный) маркетинг: “Мы хотим пригласить Кайрата на наш той, сколько стоит?” - “Ну, как обычно, пять (тысяч долларов. - Т. Б.).”
Картина не стала кассовым феноменом, но свою роль выполнила. Судя по всему, Кайрат Нуртас с продюсером поняли, что прижизненные байопики - слишком специфичный жанр, не все могут его себе позволить, и потому лучше в следующий раз сосредоточиться на полностью вымышленной, но ясной истории. Вопрос, а зачем нам вообще снимать кино, понятное дело, в принципе не стоял, ибо пока есть деньги и возможности, надо снимать. Тем более что основной соперник Кайрата по сцене и народной любви Торегали ТОРЕАЛИ тоже решил покорять кинобизнес.
Словом, великие дома Вестероса начинают большую игру! Так и появилась социальная мелодрама “Когда ангелы спят”, от которой сердце точно будет болеть...
История рассказывает о девушке Арман, которая должна выйти замуж за футболиста Курмана (в части профессиональной характеристики персонажа очень спорное решение: кто у нас любит отечественных футболистов?) и переехать в столицу. Девушка - сирота, и воспитавший Арман аташка, немного посетовав на современные нравы, дает свое благословение молодым. После чего Курман приглашает невесту в дорогой ресторан, чтобы отметить грядущее счастье. В том же ресторане отдыхает группа мажоров. Возникает конфликт, после которого отморозки из числа золотой молодежи похищают Арман, увозят в особняк, где по очереди насилуют. Курман пытается спасти будущую жену, но доблестные стражи порядка его самого прячут в застенки, а родственница говорит Арман: “Ты ничего не докажешь, знаешь, какие у них фамилии?” И предлагает ей откупные, переданные родителями ублюдков.
Создатели картины - в первую очередь автор сценария и режиссер Рашид СУЛЕЙМЕНОВ - не погрешили против истины и не стали пришивать ленте хеппи-энд. Счастливых финалов у таких историй в нашей стране не бывает, под “счастьем” в этих случаях обычно понимается способность забыть все страшное, понять и простить... И жить дальше, по возможности взяв у влиятельных беспредельщиков определенную сумму в качестве возмещения ущерба. Арман на это идти не хочет, проявляя несвойственную времени принципиальность. Она считает, что злодеи должны быть наказаны, а деньги бросает прямо в лицо одному из насильников.
Около года назад я писал, что в условиях финансового дефицита кинематографистам придется быть ближе к реальности, которую они так тщательно избегали все тучные годы.
Аудитория осознанно или подсознательно ждет от игровых сюжетов осмысления реальности и помощи в примирении с ней. Поэтому выхолощенные камерные сериалы начала 2000-х о том, как хорошо живется в замечательной нашей стране (а завтра, само собой, будет еще лучше, нужно только вовремя кактус полить), уступили место телесагам “про жизнь”. И если человек давно не включал телевизор, то теперь, включив, будет очень удивлен тематическому спектру актуальных сериалов. В них нашлось место даже современному казахстанскому рабству вкупе с педофилией и инцестом. И аранжировки случаются подчас очень жесткими.
Прокатное кино по ряду причин избегало таких острых тем, социальная проблематика была уделом арт-хауса, но теперь и коммерческие фильмы становятся ближе к народу.
В “Ангелах” нашлось место едва ли не всем болевым точкам казахстанской современности, которые обсуждают на кухнях и в соцсетях: от беззащитности слабых перед сильными и отсутствия веры в правосудие до гендерной дискриминации и волюнтаризма в системе начального образования. Картина местами напоминает дайджест всех негативных новостей страны сразу, но плотность материала при просмотре нисколько не смущает - кажется, что именно такая подача и может быть единственно возможной. Для казахстанского прокатного кино такой событийный ряд картины и в целом спектр обсуждаемых проблем - как выход в открытый космос без скафандра. И ведь никто не ждал такого фильма именно от Кайрата Нуртаса. И от его супруги тоже. Это примерно, как если бы Ерке ЕСМАХАН написала книгу про экологическую катастрофу Арала, а упомянутый Торегали Тореали снял документальный фильм об уничтожении памятников архитектуры.
Вообще, сам факт того, что Жулдыз Абдукаримова после десятилетнего перерыва возобновила актерскую карьеру, причем сразу с такой неоднозначной роли, надо попытаться осмыслить отдельно. Женщина, привычно полагаемая как тень известного певца, прячущаяся где-то между стыдом и покорностью, вдруг выходит на большой экран и показывает всей стране, как ее подвергают групповому изнасилованию, после чего она пытается добиться справедливости. Такого можно было ожидать от какой-нибудь европеизированной актрисы с давними феминистскими корнями. Но от жены Кайрата Нуртаса - этого вокального оплота казахскости и сохранения традиций? Как говорят, разрыв шаблона. Тем не менее Абдукаримова доказала: она актриса не по диплому, а по призванию и профессии и очень убедительна и достоверна в выбранной роли. Теперь очевидно: перед нами не просто жена Кайрата Нуртаса, а самостоятельная и весьма талантливая личность.
Конечно, можно попенять картине “Когда ангелы спят” на то, что публицистичность в ней перевешивает художественные достоинства, а уровень осмысления реальности не слишком глубок. Но любопытно уже то, что такие фильмы в принципе начали появляться и выходить в прокат.
Чего ждать дальше от Нуртаса и его половинки? “Коламбия Пикчерз” не представляет...
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, фото из соцсети Инстаграм, Алматы.