4165

Наш ОТ - это полный ПП...

Решится ли когда-нибудь проблема общественного транспорта в самом большом городе страны?

С паузой в пару дней в Алматы произошли две аварии с участием автобусов. В первом случае сотрудник прокуратуры, сидевший за рулем “гелендвагена”, подрезал автобус 63-го маршрута, в результате чего он протаранил внедорожник. В ДТП сильно пострадал двухлетний сын водителя джипа. Вторая авария произошла из-за отказавших тормозов старого Daewoo маршрута №99, который в результате врезался в столб.
Закон Мерфи гласит: если что-то неприятное может случиться, то оно непременно произойдет. Это не значит, что нужно жить ожиданием несчастья - закон лишь определяет вероятность происшествия исходя из предпосылок к его формированию.
Если автобусный парк старый и не проходит строгий технический контроль, то очевидно, что рано или поздно у одного из автобусов откажут тормоза.
Если сотрудники прокуратуры быстро ездят на черных “гелендвагенах” с двухлетними детьми на переднем сиденье, то однажды они встретятся с водителем автобуса, который тоже не привык ограничивать скорость на выделенной полосе.
Если в обществе никто не считает инвалидов за полноценных членов общества, то кондукторы регулярно будут орать на них и выволакивать из автобусов, как это произошло недавно в Алматы.
Действие закона, разу­меется, распространяется не только на общественный транспорт (ОТ). Ситуация с паводками, жилищным строительством, образованием и так далее - во всем видны следы предопределенности. Что посеешь, то и пожнешь, осина не родит апельсина. Однако именно общественный транспорт и именно в Алматы стал тем барометром, который очень четко отражает всю картину функционирования нашего общества.
В киргизском кино одно время был очень популярен мотив автобусной остановки. На ней всегда кто-нибудь сидел и ждал автобуса. Местный киновед объяснила такую тягу авторов к остановкам внутренним ожиданием перемен, когда хочется куда-то уехать от текущей ситуации.
Для нашей страны более релевантным, кажется, будет образ самого автобуса, который непонятно куда едет, но в котором мы все сидим без права выхода. Поэтому каждый раз после инцидентов с общественным транспортом поднимается волна общественного возмущения, и каждый раз все стихает до следующего происшествия. Все снова лезут в те же безальтернативные автобусы и так же едут туда, куда им надо. И ничего не меняется вследствие того, что система взаимоотношений “пассажиры - транспорт” перевернута с ног на голову.
Власти и руководители автопарков постоянно жалуются, что пассажирские перевозки - убыточный бизнес. Так оно и есть, но это общепринятое правило, стандарт индустрии. Общественный транспорт убыточен везде. В Европе уровень дотаций в ОТ достигает 50 процентов, то же самое и в Северной Америке. Зарабатывать на общественных перевозках нельзя, поскольку прибыль не самоцель. Транспорт обслуживает инфраструктуру, обеспечивает оперативный и бесперебойный доступ к нужным объектам. Поэтому ОТ так развит в городах с хорошим туристическим и бизнес-потенциалом. Чем больше людей перевезут трамваи и автобусы в Мадриде, тем больше билетов продаст музей Прадо, тем больше будет реализовано буклетов и чашек кофе, тем лучше продавцам, рестораторам, отелям и в целом экономике.
Для того чтобы такая система работала, нужно обеспечить общее развитие той территории, которую обслуживает ОТ. Тогда автобусникам не надо будет лететь наперегонки друг с другом и набивать автобусы людьми, как сельдью, в погоне за прибылью и планом - они просто будут везти людей туда, где они зарабатывают и тратят деньги, участвуя в общей экономической деятельности. Но у нас именно пассажирские перевозки (ПП) стали одним из самых привлекательных способов зарабатывания денег на населении. Неважно, кто куда едет и зачем. Важно, сколько человек. Вместо общего развития города стремление выжать как можно больше конкретно из ПП.
При таком подходе логично, что каждый новый градоначальник стремится переделать и “модернизировать” систему ОТ. В представлении властей ОТ - это курица, несущая золотые яйца. И всем хочется, чтобы она несла их в правильное, строго определенное место. Отсюда вытекают все программы изменения лица транспортной карты города, в том числе недавно представленная БРТ-система, которая представляет собой высокоскоростную автобусную магистраль. Предполагается, что с ее внедрением пассажиропоток у ОТ увеличится, а количество автомашин в черте города уменьшится. И вроде бы все хорошо, но в приоритетах программы очевидно проскальзывает все то же элементарное желание состричь побольше купонов с жителей города.
Куда и зачем повезут алматинцев и гостей города высокоскоростные автобусы - дело десятое. Главное, чтобы заплатили. В этом большая проблема всей логики развития. Не только общественного транспорта. И не только в Алматы.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть