О пуке в Фейсбуке
Адвокат Жангельды СУЛЕЙМАНОВ предложил временно запретить социальные сети. Логично было бы обнародовать свою позицию методом разбрасывания бумажных листовок, однако г-н Сулейманов почему-то написал об этом на собственной странице в Фейсбуке. Блестящая иллюстрация последовательности!
Эксклюзивная логика адвоката прослеживается и в самом тексте послания: “...Пользы же от такого временного запрета будет в разы больше. Родители будут опять общаться со своими детьми. И наоборот. Работники смогут наконец делать то, за что им платят. Водители будут следить за дорогой, что уменьшит количество ДТП. Люди будут высыпаться, а не торчать всю ночь в Интернете. Меньше будет оскорблений и конфликтов. И еще, наверное, много чего хорошего мы получим. Нашей стране нужны мир и стабильность, и поэтому регулирование соцсетей уменьшит риски использования их как разрушительного инструмента для внешних и внутренних врагов нашей Родины”.
Таким образом, юрист только в одном абзаце своего сочинения обнаружил глубокие познания сразу по целому спектру вопросов - от семейно-педагогической практики до профилактики ДТП и внешних угроз. Родители испытывают коммуникативные проблемы с детьми, люди гибнут в авариях, “внешние враги” (а кто они, кстати?) одолевают, а виноват во всем проклятый долгоносик... то бишь Фейсбук. Как перманентно виноваты евреи, империалисты и пятая колонна. Особо радужные перспективы рисует многозначительная фраза адвоката: “И еще, наверное, много чего хорошего мы получим”.
Надо полагать, без пресловутых соцсетей у коров повысятся надои, школьники покажут невиданную доселе успеваемость, возродятся национальные традиции. Надо вообще проанализировать развитие страны на предмет синхронизации с прогрессом. Есть веские основания считать, что в Казахстане не было потерь в дорожных авариях до тех пор, пока у нас не появилась первая самодвижущаяся шайтан-арба. И от ударов током никто не умирал, покуда не протянули электрические провода. Вывод: запрет - хотя бы временный! - электричества снизит до нуля смертность на электрифицированных предприятиях и в быту, а отказ от автомобилей позволит резко интенсифицировать возрождение традиций верховой езды и заодно подстегнет развитие животноводства.
А вообще, по слухам, в верхнем палеолите было совсем хорошо - существуй на свете машина времени, г-н Сулейманов, видимо, с удовольствием туда бы отправился...
Надо сказать, что Алматинская коллегия адвокатов тут же дистанцировалась от позиции коллеги, выпустив собственное заявление:
“Полагаем, что такие социальные сети, как Facebook, помогают людям получать новые знания о мире, общаться друг с другом, оказывать помощь и решать многие важные проблемы. В этой связи АГКА категорически не приемлет неуместные в свободном и демократическом обществе предложения об ограничении законно действующих на территории РК соцсетей и ни в коей мере не разделяет мнение автора этой весьма сомнительной идеи. АГКА призывает всех адвокатов Казахстана при написании постов в соцсетях и иных публичных выражениях своего мнения помнить о высоких нравственных стандартах и гуманных принципах нашей профессии, а также сохранять здравый смысл и личное достоинство”.
Как видно из текста, мнение коллегии далеко не всегда совпадает с отдельными мнениями ее представителей, а конкретный Сулейманов выступил чисто от себя.
И этот факт обнажает другую сторону вопроса. В последнее время любой, даже самый откровенный бред массово тиражируется иными массмедиа. Моментальному разлету слухов способствует как общая истеричность нашего социума, так и отсутствие способностей к критической оценке материалов.
Совсем недавно новость о том, что в образовательных учреждениях появится предмет “Назарбаеведение” была тут же растиражирована - хотя оригинал сообщения датирован 2013 годом и, более того, сам по себе не выдерживает никакой критики. Заявление о “Назарбаеведении” сделал профессор Нурали УТКЕЛЬБАЕВ из шымкентского университета. Это его частная инициатива, не имеющая отношения к учебным планам и образовательным программам, утверждаемым Министерством образования и науки. С таким же успехом о новой дисциплине мог заявить эндокринолог из ВКО или инкассатор из Алматы, заработав тем самым свои пять минут славы. Тем не менее “сенсация” трехлетней давности была не только подхвачена разными доморощенными ресурсами, но даже попала на зарубежные порталы!
То же самое - с поправкой на время публикации - происходит и с заявлением г-на Сулейманова. Адвокат выступил с предложением ввести временный запрет на соцсети. Какие полномочия у практикующего юриста делать такие заявления? Никаких. Почему массмедиа подхватывают мысли подобных подпольных неолуддитов? Ответ неутешителен: потому что маразм в обществе дошел до такой степени, что любая дичь из любых уст может обернуться реальностью, хотя легитимных предпосылок для такой трансформации вроде как не существует. Г-н Сулейманов не чиновник комитета по информатизации и связи, не вице-министр культуры и даже не работник акимата. Но так уж у нас все устроено: если кто-нибудь что-нибудь говорит, значит, все не просто так! Значит, за этим “кто-то стоит”. И значит, это к чему-нибудь приведет...
В связи с этим я, “известный журналист и кинокритик Т. Байтукенов”, предлагаю уполномоченным органам запретить все социальные сети в индивидуальном порядке для “известного адвоката Ж. Сулейманова”.
И нет проблем.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы