Отлучение от груди
Ранняя весна принесла острое обострение нравственности: весь март страна обсуждала, должна ли стоять скульптура “Счастье моё” в Астане или нет
Напомню предысторию. Композиция Ерболата ТОЛЕПБАЯ была установлена в парке влюбленных в столице еще в 2005 году при участии президента страны НАЗАРБАЕВА. Стояла она там и стояла всем дождям назло, а в этом году гражданка Бахытжан БЕРМАГАМБЕТ увидела ее и возмутилась в своем блоге излишней откровенностью пластической работы. По мнению жительницы столицы, которое она отразила в своем блоге, “…девушка с двумя косами хоть и излучает образ нежности и женственности, но изображена в слишком облегающем наряде, через который видны все ее прелести, вплоть до сосков”. И далее: “Нам не хотелось бы, чтобы казашка с оголенным пупком выставлялась всем на обозрение. Хотелось бы все-таки, чтобы от нее исходило веяние скромности и целомудрия, а не что-то эротическое. Что подумают иностранцы, которые будут смотреть достопримечательности нашей столицы, или гости из других регионов Казахстана? Что мы стали такими современными и продвинутыми, что оголили тела наших девушек, пусть даже и неживых?”
Позже другой астанчанин Талгат ШОЛТАЕВ пришел к статуе и накрыл девушку платком, поскольку, опять же, “неужели так нас будут воспринимать иностранцы, думать, что наших девушек не уважают?”
На момент написания статьи мнения собственно иностранцев автору найти не удалось - единственный отзыв на английском языке, как-то касающийся темы, размещен на сайте tripadvisor.com и посвящен вообще всему парку. “Парк и парк, - пишет некто velocipator. - Просто место для прогулок неподалеку от реки. Нет развлечений для детей. Видимо, поэтому его и назвали парком влюбленных (хотя я сомневаюсь)”. Таким образом, 11 лет зарубежные гости столицы почему-то игнорировали выпирающие соски, а теперь начнут их замечать. Вследствие чего у них сложится неправильное впечатление о местных девушках, соски которых, очевидно, торчать неспособны.
Тем не менее скандал все-таки выкатился за пределы страны - российский художник Никас САФРОНОВ в интервью tengrinews.kz по поводу статуи заявил, что “общество не готово и его нельзя развращать, оно может быть шокировано, оно может быть напугано, может сознание неожиданно меняться не в лучшую сторону. Все должно прийти вовремя, как говорится, хороша ложка к обеду”.
Это очень интересное наблюдение про неготовность общества, если учесть, что вмиг прославившаяся бронзовая фигура стоит в столице с 2005 года. Получается, дело не в том, что общество ЕЩЕ не готово. Дело в том, что общество не готово УЖЕ.
За одиннадцать лет страна прошла путь от способности воспринимать какие-то нестандартные культурные проявления (даже нестандартные условно) до полного их отторжения. Весь пресловутый культурный прогресс двухтысячных умещается в эту парадигму: чем банальнее и скучнее, тем лучше. И особенно, конечно, достается ню-мотивам в любом их проявлении. В том же 2005 году один известный актер Театра драмы имени Ауэзова играл в экспериментальной постановке, где все лицедеи были голыми. Сейчас это невозможно представить. Культовый режиссер Дарежан ОМИРБАЕВ пятнадцать лет назад снимал обнаженных казашек в душе, а сейчас его бы за такое распнули. В нулевые современные казахские художники спокойно занимались своими акциями неглиже, сейчас так уже никто не делает - как минимум не поймут.
Вдруг стало общим стандартом, что казахская нация - добродетельная и невинная, а девушек следует изображать только в плотно закрытой одежде и максимально целомудренно. При этом нападкой на непорочность считается обнажение в любой форме, и уже даже кажется непоследовательным и странным, что в казахстанских учебниках до сих пор размещаются фотографии Венеры Милосской, а студенты-скульпторы работают с живыми натурщицами. Пора бы уже выжечь огнем весь разврат! Зато вполне в тренде решение директора Музея имени Кастеева убрать куда подальше греческие изваяния из фойе храма искусства именно по этическим соображениям, поскольку те представляли из себя нагую натуру. Позже, правда, фигуры вернули, но направление, в котором мыслят менеджеры от культуры, достаточно ясно.
Вот и глава профильного министерства Арыстанбек МУХАМЕДИУЛЫ заявил, что, возможно, скульптурную композицию “Счастье мое” следует доработать с учетом мнений представителей общественности. То есть прикрыть излишне выдающиеся части бронзовых тел, дабы не тревожить непорочные умы.
Замечательная мысль, но кто именно из общественности обладает правом решающего голоса? “Платоконосец” Талгат Шолтаев сказал, что идеалом любви для нашей нации является судьба Козы-Корпеш и Баян-сулу. А в казахской прессе общественность регулярно выступает с предложением развенчать миф, поскольку Баян убила себя на могиле Козы, а такое ужасное поведение никак не может быть примером для молодежи. Поступают также предложения сровнять с землей мавзолей имени легендарных влюбленных. Учтет ли министр эти пожелания налогоплательщиков? Или отдаст предпочтение их оппонентам?
И кстати, вопрос со скандальной скульптурой, возможно, решается гораздо проще, чем все предполагают. Дело в том, что изначально, в момент установки, бронзовая композиция выглядела действительно бронзовой. А потом, года два назад, какой-то ценитель прекрасного из управления культуры Астаны повелел залить ее медной краской. В результате окраски работа приобрела совсем другой оттенок, и определенные детали, прежде незаметные, начали прямо фосфоресцировать. Не исключено, что именно поэтому астанчане больше 10 лет молчали, а теперь стали возмущаться. “Счастье мое” нужно просто вернуть в первозданное состояние, и в столице снова воцарятся спокойствие и мир.
Учтите, пожалуйста, это пожелание общественности.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы