За чистую монету
С горы Кок-Тюбе убрали старую канатную дорогу с ретрокабинками. Теперь горожане и гости могут кататься на гондолах, как заверяет руководство парка Кок-Тюбе, с максимальным удобством. Непонятно, правда, с удобством для кого.
Во время учебы в Академии искусств имени Жургенова мне довелось спорить с преподавателем, который утверждал, что тюркская (а затем и казахская) историческая архитектура ни в чем не уступала, например, европейской. А малая осведомленность общественности на эту тему, по мнению профессора, связана с заговором советской власти, которая тщательно скрывала артефакты и не давала никакой возможности для их изучения. Поскольку беседовали мы с ним через 20 с лишним лет после обретения Казахстаном независимости, постольку разговор приобретал несколько абсурдные очертания. Однако все такого рода сомнения коуч парировал апелляцией к великому прошлому казахов, каковое не могло не оставить вещественных доказательств своего величия.
Еще раньше я делал интервью с замечательным историком Ириной Викторовной ЕРОФЕЕВОЙ, которая отмечала, что многие наши толстосумы стесняются своего “неаристократического” кочевого прошлого. И ждут от историков данных о богатых и шумных городах с прекрасными замками, в которых обитали их предки. Исследования же зимовок и летовок казахов, маршрутов откочевок и в целом материально-бытовой организации жизни номадов их смущают, поскольку не обладают притягательными атрибутами в виде геральдических традиций или дворцовых интриг.
Этой тягой - найти подтверждение славному прошлому народа в материальном историческом наследии - проникнуты и бесчисленные исследования, согласно которым казахи помогали и шумерам сочинять письменность, и Византию строили. Нас учили, что история - это римский акведук, а если акведука нет, то вроде бы и история не задалась. Поэтому у нас даже кушать не могут - так хотят найти тщательно скрываемый недоброжелателями “казахский” акведук, а если его пока не нашли, то приписать предкам какой-нибудь другой - из давно известных.
Однако, спрятавшись за европоцентристкой моделью восприятия историзма, вольный дух кочевников, презиравший ограничения материального мира, вволю находит выражение в других формах.
В тех же пресловутых вагончиках...
Администрация парка Кок-Тюбе утверждает, что старые кабинки неудобны, небезопасны и фатально не справлялись с растущим пассажиропотоком. Ранее с похожей формулировкой с улиц города были убраны старые трамваи. Доводы могут показаться убедительными, если не обращать внимания на то, что история вообще не очень удобная вещь. Знаменитые парижские лифты с наружными решетками невероятно тесны и не соответствуют современным нормам по скорости передвижения и безопасности. Голубой трамвай в Барселоне едет медленнее, чем человек идет пешком. Лондонские кебы по уровню комфорта зависли где-то между автобусом и грузовиком, при том что поездка на них стоит очень хороших денег. В конце концов, какой прок от старинных венецианских гондол на четырех человек, когда можно запихать сразу 20 пассажиров в новенький катер? Но все это тщательно сохраняется, потому что являет собой часть истории - возможно, не менее важную, чем римский акведук (тоже, кстати, очень неудобный с современной точки зрения).
В Алматы историю ломают, выкорчевывают и отправляют доживать свой век на свалке. О чем это говорит? Да о том, что у нации нет культурной преемственности, нет наследования отношения к объектам материального мира как к носителям гуманитарных ценностей. Общество все время адаптируется “под новые требования времени”, отбрасывая все старое за сиюминутной ненадобностью. Интересно, что стремлением уничтожить былое объяты даже просвещенные личности с имиджем интеллектуалов: недавно я читал, как один из них призывал демонтировать все памятники советской эпохи, поскольку они являются воплощением зла и на них больно смотреть. Но как потом объяснять детям, что это зло? На что им указывать? На картинки в архивах?
В случае с Алматы, похоже, что да. Самый большой город страны медленно превращается в мираж имени самого себя, сохраняемый только в ретроальбомах и на сайтах энтузиастов. Здания сносят, деревья рубят, трамваи убирают, кабинки меняют. Все делается под благовидными предлогами заботы о безопасности и комфорте, поскольку старое не соответствует новым требованиям. Осталось дождаться момента, когда горожане пенсионного возраста будут признаны не гармонирующими с актуальными скоростями города-миллионника и высланы за сто первый километр.
А те, кто останется, смогут достойно, современно отпраздновать тысячелетие Алматы. Правда, многие ученые-историки со скепсисом относятся к этой дате, считают ее надуманной и притянутой за уши, но ведь цель оправдывает средства. Нация должна знать, что она очень древняя, пассионарная и основывала города еще раньше, чем в Европе. Без знания великого прошлого нет великого будущего. История - это наше все, а наше все - это ничего себе!
Осталось проверить, соответствуют ли те самые найденные дирхамы, на основании которых был сделан вывод о глубинной истории городской культуры Семиречья, современным требованиям монетной чеканки. Если нет, то, видимо, придется их переплавить во что-нибудь более ультрасовременное.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы