3597

В мире животных

В Алматинском зоопарке за несколько лет погибло шесть снежных барсов по причине ненадлежащего присмотра. Давно известно, что благоприятные условия у нас по большей части для козлов, но легче от этого не становится.

Сначала поползли слухи о том, что когда-то обитавшие в зверинце ирбисы исчезли непонятно куда, после чего на свет начали множиться версии их пропажи - от кражи зверей до их убийства и продажи. После переполоха руководство зоопарка в лице зам­директора Агибая АЖИБАЕВА прокомментировало для журналистов инцидент: начиная с 2009 года в зоопарке пало шесть барсов, и все - из-за неправильного содержания:
- Не совсем удачно было подобрано место для содержания снежных барсов. Во-первых, это было недалеко от речки, была постоянная сырость. И слишком затененное место было, деревья закрывали солнечный свет. Сами понимаете, ежедневное проведение дезинфекции просто невозможно… Вольер был неправильно обустроен, недостаточно света.
А основной падеж барсов, если верить замдиру, произошел из-за пневмонии: у этих животных был слабый иммунитет, и потому они быстро заболевали.
При этом Ажибаев сразу открестился от ответственности в силу того, что все безобразие происходило при прежнем руководстве, а нынешнее, мол, не может за него отвечать. Сейчас администрация зоопарка планирует построить новый вольер, после чего, возможно, там снова появятся ирбисы.
Ситуация, конечно, очень странная. Снежный барс - краснокнижное животное, причем с очень маленькой и постоянно сокращающейся популяцией. Согласно отчету казахстанской Ассоциации сохранения биоразнообразия (АСБК) и Института зоологии Министерства образования и науки за прошлый год в нашей стране осталось всего 100-120 особей этого вида. По идее, с каждым этим хищником надо носиться как с писаной торбой, но парадокс: категории редких и охраняемых видов животных ввели люди, а по факту - чем дальше от них, тем больше у краснокнижных зверей шансов выжить. Во всяком случае в Казахстане.
Очень смущает и обыденная периодичность смертей барсов. После того как погибли первые особи, руководство зоопарка, по идее, должно было забить тревогу, привлечь внимание общественности и поменять условия содержания зверей. Однако происшествия остались под ковром, а вся подноготная вылезла наружу только после того, как барсов вообще не осталось.
И, кстати, какие основания верить администрации зоопарка? Где, например, шкуры зверей или таксидермические экспонаты? На черном рынке одна шкура снежного барса оценивается в сумму от $5000 до $40 000. Кто может заверить нас в том, что животные не были проданы с целью наживы?
Такие мысли появились не на пустом месте. В прошлом году глава общественного совета развития и поддержки зоопарка Раимбек БАТТАЛОВ рассказал, что директор зоопарка незаконно продал в Киргизию трех амурских тигрят. Батталову вместе с тогдашним начальником управления культуры Алматы Кайратом КУЛЬБАЕВЫМ пришлось идти к акиму Ахметжану ЕСИМОВУ, чтобы решить этот вопрос. Тигрят вернули, откормили. Но вот что характерно: директор не понес никакого наказания! Судя по всему, ситуация повторится и на этот раз.
Случай с тигрятами вообще очень показательный, так как определяющим, самым релевантным словом для описания современного Казахстана стал глагол “продать”. Начальники земкомов торгуют наделами, врачи в роддомах - младенцами, гаишники - водительскими правами, директора зоопарков - тиграми, тендерами на постройку и обустройство вольеров. Люди - собственной совестью. Все продается! А что не продано - так просто еще не успели. Или уже никому не нужно.
Поэтому на вопрос “А куда пропали барсы?”, администрация зоопарка может отвечать что угодно и нести всякую чушь. Потому что всем понятно, что именно произошло.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть