Вертикальное падение
Историю принято изучать по двум основополагающим принципам: горизонтально, то есть хронологически, эпоха за эпохой; или вертикально, по людям, ее творившим. Казахская пресса на минувшей неделе отдала должное вертикали. В нашем очередном обзоре - 170-летний Жамбыл ЖАБАЕВ и другие исторические лица.
Газета “Жас Алаш” в центр первой полосы поставила материал, посвященный 170-летию со дня рождения народного акына Жамбыла Жабаева. Статья Амирхана МЕНДЕКЕ называется “Сталин сам-то иноверец или мусульманин?”. Уже в преамбуле автор задает полемический тон, заявляя, что у нас много “жамбыловедов”, а споры о роли этой личности в истории не утихают: “Юное поколение, изучающее произведения Жамбыла, задается вопросом: “Апырай, а зачем он так восхвалял Сталина, Ленина, Калинина, Ворошилова?” И профессиональные литературоведы, “жамбыловеды”, должны дать квалифицированный ответ”.
Далее идет цитата писателя Жумабая ШАШТАЙУЛЫ: “Одно дело, если бы Жамбыл был единственным, кто впрягся в повозку навязанного извне идеологического рабства. Нельзя все сваливать на одного пожилого человека. В то время было полно акынов, которые превозносили Сталина и ставили его выше Бога. Просто в этом соревновании Жамбыл оказался лучшим, показал свое превосходство как акын. Об этом говорил и покойный Гафу КАИРБЕКОВ перед большим собранием людей”.
Сам Мендеке не согласен с Шаштайулы, потому что “так говорить недостойно, а Жамбыл должен ответить перед народом и перед историей”.
“Кто истреблял в 1932 году казахов? Сталин. Сталинское руководство, - пишет Амирхан. - Кто, как писал Шерхан МУРТАЗА, отнял у казахов голову, оставив только безголовое тело? Сталин. Сталинское руководство. А можем ли мы сказать, что Жамбыл Жабаев не знал этого? Все великие жырау знали. Да что там говорить, в 1937 году только из родной местности Жамбыла увели и расстреляли 10-15 политических деятелей, музыкантов, акынов”.
Далее автор обращается к воспоминаниям Кайыма МУХАМЕТХАНОВА, который рассказывал, как он с Калкаманом АБДИКАДЫРОВЫМ ездил к Жабаеву, чтобы оповестить того о награждении орденом Ленина. Именно в это время Жамбыл якобы спросил визитеров, иноверец ли Сталин или мусульманин. А потом спрашивал других людей, но так и не получил ответа. Смысл этого вопроса, по мнению автора статьи, в том, что Жамбыл, не умевший ни читать, ни писать, не знал, поддерживает ли Сталин казахов или он враг им. Более того, Жабаева использовали в своих целях более “грамотные” сородичи вроде Таира ЖАРОКОВА. Они просили его сочинить то или иное произведение, потому что “нужно партии и народу”, а потом сами изменяли его, тем самым подставляя старика. Ну и самое главное откровение - как пишет Амирхан Мендеке, не надо быть ученым-текстологом, чтобы понять, что строки “Ленинградцы, дети мои / Ленинградцы, гордость моя!” написаны совсем не Жамбылом. Они не подходят ни к стилю, ни к стихотворному размеру казахского акына-долгожителя.
Авторство произведений Олжаса СУЛЕЙМЕНОВА вроде бы никто не оспаривает, а вот позиция поэта и общественного деятеля в отношении языков - постоянный повод для критики. Обращение Марата ТОКАШБАЕВА, впервые появившееся на его странице в Фейсбуке, перепечатали многие казахские СМИ, от “Жас Алаша” до сайта korrespondent.kz. Называется оно “Благодарность Алжасу Амаровичу” (игра слов: “олжас” - находка, подарок, “алжасу” - выжить из ума, впасть в беспамятство). Суть письма, собственно, выражена в названии: Токашбаев “благодарит” Сулейменова за его заботу о русском языке, подразумевая совсем другие вещи. Содержание письма крутится вокруг выступления Сулейменова на съезде славянских народов - там автор “Аз и Я” заявил, что русский язык - скрепляющий элемент для многонациональной страны.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы