Вело руля!
Акимы Астаны и Алматы синхронно провели отчетные встречи с населением. У двух столиц много схожих проблем. А вот пути их решения совсем разные.
Астана и Алматы представляют собой два диаметрально противоположных способа формирования городского пространства. Южная столица развивается “от людей”, доминирующим фактом здесь является именно постоянно растущее население, которое адаптирует под себя старую инфраструктуру. Отсюда как плюсы в виде высокой деловой активности и бурной культурной жизни, так и минусы, включающие в себя сильную транспортную загруженность улиц, хаотичное застраивание свободных пространств и ужасную экологию. Астана, напротив, сначала строилась, а уже потом вбирала в себя жителей - семь лет назад режиссер Егор КОНЧАЛОВСКИЙ сказал, что в столице удобно снимать кино, потому что она представляет собой одну большую декорацию, и с тех пор ситуация не сильно изменилась. Во всяком случае, если сравнивать город на Ишиме с густозаселенным Алматы. Именно поэтому в Алматы постоянные скандалы со сносом исторических зданий и многоэтажным строительством, а в Астане - тишь, гладь и “Абу Даби Плаза”.
Тем не менее Астана растет и уже приобрела несколько болячек всякого крупного города. В первую очередь - пробки. Но если алматинский градоначальник Бауыржан БАЙБЕК уже определился с тем, что никакими инфраструктурными манипуляциями проблему пробок не решить и нужно снижать количество транспорта, то столичный рулевой Адильбек ДЖАКСЫБЕКОВ пока использует самые простые, хотя и весьма оригинальные методы. В частности, он заявил, что четыре улицы в Астане станут односторонними - эта мера должна помочь снизить плотность движения. Кроме того, столичный аким предложил перенести начало рабочего дня с 9 утра на 8.30, и тоже вроде бы для эффективной разгрузки улиц. Все едут по-прежнему на машинах, только на полчаса раньше. Столичный акимат уже работает по новому графику.
А вот сотрудники алматинской горадминистрации массово пересаживаются на велосипеды - Бауыржан Байбек заявил, что 86 человек из акимата согласны освоить педальный транспорт, а позже и он сам к ним присоединится. Джаксыбекову, разумеется, такое и не снилось: в Астане где на велик залезешь, там и слезешь. Да и вопросы трафика с экологией пока не так допекли столичные власти, чтобы столь решительно жертвовать собственными комфортом и статусом.
А вот трудности с детскими садами, видимо, достали изрядно. Правда, в отличие от Байбека, снизившего стоимость пребывания в государственных детсадах вдвое, Джаксыбеков поручил оплату… поднять! Чтобы государственные и частные садики не очень диссонировали. Метод ценового урегулирования, конечно, несколько странный, но зато аким Астаны не готов пока отдать частные коттеджи под детские сады. Именно это предложил Байбек на встрече с населением, отметив, что сами владельцы особняков смогут на этом заработать в рамках государственно-частного партнерства.
Алматинский аким вообще в этот раз оказался смелее и оригинальнее своего северного коллеги. Кроме заявления о желании пересесть с “мерседеса” на велосипед Байбек пообещал ликвидировать “паркинг тщеславия” на площади Астана перед зданием КБТУ, ввести еще семь выделенных полос для общественного транспорта и вообще увеличить долю использования ОТ с 32 процентов до 50, перевести его на газ, закончить несколько развязок, ввести в эксплуатацию две новые станции метро. Байбек также заявил, что категорически против вырубки зеленых насаждений и будет стараться вернуть Алматы былую славу города-сада. Проезд на Шымбулак, к слову, уже закрыт для автотранспорта после критики президента по поводу большого количества недвижимости в горной местности. А выше проспекта Аль-Фараби будут сносить все этажи выше третьего у возводимых зданий.
Осталось дождаться, когда Бауыржан Байбек реально сядет на велосипед и поедет на нем на работу. Ему, кстати, недалеко ехать - пишут, что он живет в жилом комплексе на углу проспекта Достык и Кабанбай батыра. Там, по Достык, и велосипедная дорожка есть. Интересно, будут ли ее перекрывать для акимовского велокортежа?
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы