2520

Я к вам пишу - чего же боле?

Один из основателей академического фольклорно-этнографического оркестра “Отырар сазы” Ермек АБИЛЬДАЕВ опубликовал обращение к министру культуры и спорта Арыстанбеку МУХАМЕДИУЛЫ, поэтически сравнив нынешнего руководителя оркестра Динару ТЛЕНДИЕВУ с неблагодарной собакой. Хороший повод поговорить о природе обращений деятелей культуры к властям предержащим вообще.

“Взрастил собаку из щенка / Она мне ногу укусила” - так называется воззвание Абильдаева, опубликованное газетой “Дала мен қала” (заголовок автор позаимствовал у Абая, несколько изменив, в оригинале - “кровь из ноги пустила”).
“Сами знаете, я 18 лет проработал с Нур-ага (композитор Нургиса Тлендиев. - Т.Б.), - начинает Абильдаев. - Был и певцом в оркестре, и администратором, и директором. Нур-ага всегда брал меня в свои рабочие поездки. Все хозяйственные вопросы доверял мне. 18 лет мы были в тесном взаимодействии”.
Далее музыкант и хозяйственник делает лирическое отступление и, видимо, для большей убедительности (или для большей оправданности заголовка с упоминанием собаки) рассказывает, как ездил с Тлендиевым в Северную Корею: “Нур-ага сразу мне сказал, что не будет есть собачье мясо, пошутил так… А я подготовил песню на корейском языке. Как знал - оказывается, Министерство культуры Кореи не пропускает в финал конкурса, где мы участвовали, исполнителей без патриотических песен. И у меня как раз была песня, посвященная Ким Ир Сену. Я ее исполнил и занял первое место среди 67 стран”.
За все время сотрудничества с Тлендиевым, как утверждает Абильдаев, в оркестре сменилось около 20 дирижеров. Долгие годы Ермек-ага и Нургис-ага были неразлучны и вместе решали все вопросы, связанные с деятельностью музыкального коллектива. В общем, Абильдаев был самым верным соратником знаменитого музыканта, настолько близким, что “дни и ночи мы проводили вместе”.
“А если говорить о Динаре (Динхузре), то ее назначение не было легким, - продолжает автор обращения. - Администрация филармонии и коллектив не поддерживали ее… Однажды министр культуры Мухтар КУЛ-МУХАММЕД решил встретиться с коллективом филармонии. Я позвонил в администрацию и сказал, чтобы Динару показали министру. Они ответили, что ее нельзя показывать, не готова, будет стыдно. Но я настоял, чтобы она вышла”.
В результате Динару назначили, однако ее радетелю это ни радости, ни пользы не принесло, поскольку она теперь не работает с коллективом и выходит на концерты без подготовки. Заканчивается обращение двумя пунктами: во-первых, просьбой провести в этом году или в следующем творческий вечер самого Абильдаева; во-вторых, возродить абонемент на “Казахские музыкальные вечера”, организованные Абильдаевым в 2011 году.
То есть если вечер все-таки проведут, то окажется, что Тлендиева и с коллективом трудится, и готовится без устали.
Таким образом, политически тяжеловесная форма “открытого письма” к члену правительства в этом случае используется для решения частного вопроса, не имеющего отношения к деятельности “Отырар сазы” как музыкального коллектива и явления культурной жизни страны. Вполне возможно, что в будущем мы еще увидим челобитные министрам от заслуженных деятелей культуры или отличников труда про намерение, к примеру, справить достойно юбилей в кругу близких - возможно, с просьбой выделить деньги на ресторан. Собственно, это у нас уже давно происходит, просто без особой огласки: как правило, озвучивание какой-нибудь действительно важной культурной проблемы эффективно гасится выделением квартир, денег или присвоением очередного звания. Несколько лет назад ко мне обратился пожилой член Союза писателей с гневным письмом о деятельности организации: в письме он обличал “союзные” порядки и весьма недвусмысленно высказывался о неуважительном отношении заблудших отечественных читателей к отечественным же писателям. Заканчивалось это в целом мощное послание очень просто и элегантно: просьбой к акиму выделить деньги на ремонт квартиры ветерана прозаического цеха.
Другая не менее популярная тема для публичных манифестов - хозяйственные или трудовые споры в творческих коллективах. Будучи не в силах справиться с накопившимися противоречиями, люди на голубом глазу обращаются к вышестоящим чиновникам, дабы те решили вопрос. Желательно в пользу обратившихся. Содержательно это зачастую разборки вокруг того, кто кому дал главную партию, квартальную премию или кому принадлежит здание организации - так было, например, с Союзом писателей, Алматинской филармонией, ГАТОБом. Пафос тоже неизменно один: пусть бастык приедет и всех рассудит.
За такими обращениями теряется основная задача культурной интеллигенции - способствовать прогрессу общества и отражать его состояние в новых произведениях. Никто вам не скажет, какую оригинальную трактовку классических симфоний предлагает коллектив филармонии, зато все в курсе, что музыканты судятся с директором. Непонятно, делает ли что-то интересное с оркестром “Отырар сазы” Динара Тлендиева, но теперь мы знаем, что она ставит подножки соратнику отца. В Союзе кинемато­графистов много лет ждут идейного обновления и решения судеб кинематографии, а публичный дискурс всегда крутится вокруг скандального раздела Дома кино между СК и предпринимателями.
Вы спросите: зачем вообще писать письма министрам?
Если даже не брать в расчет глобальные проблемы казахстанской культуры - одних технических поводов предостаточно. Театральные деятели, наверное, могли бы написать, что после капитального ремонта в Театре имени Лермонтова катастрофически испортилась акустика и ничего толком не слышно - а это неуважительно по отношению как к артистам, так и к зрителям. Скульпторы - что нормативы государственных тендеров и приемки работ не позволяют сдать в срок качественные изваяния, а в результате появляются такие уродцы, как печально известный памятник Абаю и Михаэлису в Усть-Каменогорске. Писатели - что давно пора организовать фонд для финансирования переводов классики и современной литературы на казахский язык, потому что никто этим не занимается системно. Кинематографисты - что в условиях временного цейтнота и недостатка средств невозможно поставить и выпустить мало-мальски качественный исторический проект. Спрашивается, почему нельзя писать “на горку” обо всем этом? Оно, конечно, можно, но для этого надо быть Михаилом РОММОМ. А Роммов у нас нет, и это тоже тема для отдельного большого письма.
Такого, какое я только что написал.
И последнее. Прошу министра культуры и спорта Арыстанбека Мухамедиулы и премьер-министра Карима МАСИМОВА обратить внимание на факты, изложенные в обращении, и решить все вопросы путем приобретения нового автомобиля за государственный счет в мое личное пользование.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть