Крутой съезд
В Союзе кинематографистов Казахстана революция: впервые со времен КазССР пост председателя правления СК заняли сразу два человека - Сламбек ТАУЕКЕЛ и Ахат ИБРАЕВ
В фойе Дома кино, где собирались и регистрировались члены Союза кинематографистов, было темно, но кинематографично: основное освещение не работало, а фигуры из мрака гулкого помещения выхватывал специально установленный операторский прибор. Когда киношники заленились выходить на улицу, чтобы покурить, и в воздухе повис живописный дым, сомнений не осталось: сейчас здесь начнется кино. Осталось только понять, какого жанра.
- Видишь, как все оживилось? - сказал мне знакомый сценарист, окидывая взглядом взбудораженную публику. - А знаешь почему? Потому что кризис.
Кризис для СК - слово привычное. Почти каждый очередной или внеочередной съезд союза провозглашал, что в объединении в частности и в индустрии вообще царят упадок и бардак, с которыми необходимо бороться. Исторически именно на этом фундаменте строились все выборные программы кандидатов на пост главы союза, и каждый обещал, что исправит ситуацию. На какое-то время снять напряжение удалось Игорю ВОВНЯНКО. Под его руководством СК вроде бы начал активно шевелиться. Но одно дело - написать программу развития, а другое - воплотить ее в жизнь. Поэтому, так и не дождавшись принятия закона о кино и других обещанных благ, в 2013 году члены правления начали обвинять Игоря Александровича во всех смертных грехах, вплоть до сдачи здания Дома кино в аренду гей-клубу. Информация о клубе для сексуальных меньшинств впоследствии не подтвердилась, но осадок-то остался. А союз в очередной раз утратил свою, так сказать, гомогенность.
Возможно, по этой причине Вовнянко в этот раз не баллотировался. Зато свою кандидатуру выдвинул Акан САТАЕВ. Причем случилось это за два дня до самого собрания. Автор “Рэкетира” внес в борьбу нешуточную интригу - все задавались вопросом, зачем ему это надо. Сам Сатаев, впрочем, интригу почти сразу снял, заявив, что ему это не очень и надо, просто люди попросили.
- А если у меня не получится, то через полгода я заявлю самоотвод, - подытожил самый успешный коммерческий режиссер страны.
В условиях полувыдвижения Сатаева остались три реальных кандидата: экс-президент “Казахфильма” Сергей АЗИМОВ, режиссер Сламбек ТАУЕКЕЛ и молодой продюсер и режиссер Ахат ИБРАЕВ.
Программы у кандидатов оказались совершенно разные. Азимов, например, выставил очень обширный и эмоциональный текст с риторическими вопросами вроде “Нужен ли нам союз в том виде и содержании, в котором он существует сегодня?” и богатые эпитетами резюме “А в ответ звучит сурово, как приговор, коротко и убийственно, как пистолетный выстрел: “Нет, не нужен!” С этим трудно не согласиться - съезд как раз должен был решить, какой, собственно, союз нужен.
Ибраев, напротив, уместил все свои предложения на один лист, для большей ясности пронумеровав их:
1. Разработка законопроекта о кино.
2. Создание экспериментальной программы коммерческого и некоммерческого кино с ведущими молодыми продюсерами и режиссерами Казахстана.
3. Разработка программы социальной поддержки казахстанских кинематографистов, особо социально уязвимых представителей сферы.
И так далее.
А вот у Тауекела, единственного из всех претендентов, программа была оформлена в брошюру и напечатана полиграфическим способом. Более того, у него одного в проекте содержался раздел “Мои морально-нравственные обязательства”. Основательно подготовился Сламбек Тлеугабылович!
- Я тут выступаю от имени Ермека ТУРСУНОВА, - заявил, добравшись до свободного микрофона, продюсер Канат ТОРЕБАЙ. - И хочу сказать, что Ермек отдает свой голос Тауекелу. Вообще, союз должен возглавлять не действующий режиссер, а тот человек, которому кроме этого больше нечем заняться!
Пассаж насчет “нечем заняться” прозвучал несколько двусмысленно, но кажется, его уже никто не слышал - к моменту выступления Торебая микрофон, несколько раз самопроизвольно включаясь и выключаясь, окончательно вышел из строя. Людям приходилось повышать голос, но это не помогало.
- Надо окурить помещение адраспаном! - высказал неожиданное предложение культуролог Мурат АУЭЗОВ.
Однако и этот возглас потонул во всеобщем многоголосом гуле. А главной целью у организаторов съезда после прений оставалась необходимость удержать большинство членов СК для голосования. Дело в том, что некоторые кинематографисты, высказавшись, зачастую сразу уезжают, не дожидаясь электоральной процедуры, - практика странная, но постоянная. 23 ноября прошлого года, например, выборы были признаны несостоявшимися именно по причине недостаточного количества присутствовавших. В этот раз кворум, к счастью, состоялся, и вопросов к легитимности новых сопредседателей быть не должно.
Кстати, последний раз два сопредседателя у Союза кинематографистов были еще в 1989 году: в то время объединением руководили Рашид НУГМАНОВ и Ораз РЫМЖАНОВ.
Правда, если Рымжанов и Нугманов принадлежали к одному поколению, то между Тауекелом и Ибраевым очень большая, именно поколенческая, разница в возрасте. Но может быть, то, что никогда не получалось у одного, получится у двоих?
Союз кинематографистов в его нынешнем виде - архаичная структура, совершенно непривлекательная для молодых киношников. Не случайно Сергей Азимов указал в своей программе, что в союз пора принимать новое поколение кинематографистов - от Серика АБИШЕВА до Нуртаса АДАМБАЯ. Вопрос только в том, зачем это нужно самим неофитам. Что даст им участие в творческом объединении, кроме обязательств платить членские взносы?
В программе Тауекела об этом тоже есть: сопредседатель СК недоумевает: почему, пока Адильхан ЕРЖАНОВ и Жасулан ПОШАНОВ получают призы на ведущих международных кинофестивалях, внутри страны провозглашается, что их фильмы - позор для нее? И почему Союз кинематографистов никак не реагирует на это? А какова его позиция по поводу грядущей приватизации “Казахфильма”?
Времена меняются - союз на пороге самых значительных перемен в своей новейшей истории.
И это интересно.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, фото Зарины АХМАТОВОЙ, Алматы