“Онай!”? Ой-бай...
Карточка электронной системы оплаты проезда в общественном транспорте “Оңай!” стала самой громкой инициативой горадминистрации Алматы с момента прихода к ее рулю Бауыржана БАЙБЕКА.
Горячие новости, связанные с карточной системой, приходят едва ли не каждый день. Пассажиры жалуются на проблемы с транзакциями, перекрыв для проезда проспект Райымбека, водители автобусов маршрута
№ 65 устроили забастовку на проспекте Абая, алматинский адвокат подал в суд на создателей “Оңай!”, усмотрев в ней целый букет нарушений конституционных прав граждан. Система вкупе с курсом доллара стала перманентным ньюсмейкером: о ней можно писать и снимать километрами видео, причем в самых разных жанрах - от репортажей в рубрику “Испытано на себе” до высоколобых аналитических исследований. Непонятно, сколько это продлится, но зато уже ясно: власти города хотели “как лучше”, а расхлебывать получившееся, “как всегда”, приходится горожанам. Впрочем, последние недвусмысленно демонстрируют: на сей раз оказываться крайними им не слишком интересно...
Совершенно очевидны и причины, вынудившие мэра южной столицы и его команду форсировать внедрение этой весьма неоднозначной инновации. Бюджет Алматы похудел на четверть, налоговые поступления снижаются из-за кризиса, а тут такие скрытые резервы! Ведь в системе городского общественного транспорта исторически обращался нал. Причем очень неслабый. Как отчитался акимат устами своего доверенного лица Искандера САЛИХОДЖАЕВА, даже с учетом “хромой” реализации электронных платежей только за 12 января по ним прошло 414 509 транзакций на сумму 26 159 840 тенге - на четыре миллиона больше, чем днем ранее. Без малого тридцать “лямов” тенге в день - это, согласитесь, впечатляет! При том что подавляющее большинство пассажиров, особенно на периферийных маршрутах, продолжает платить наличкой (о чем наша газета, кстати, подробно рассказывала). Иногда водители настаивают на прямой “монетизации” проезда, а порой пассажиры сами не имеют возможности отдать рулевому автобуса карточный долг.
Для приобретения карты “Оңай!”, как известно, нужно отдать 400 тенге, из которых 80 - плата за один проезд в общественном транспорте, а затем пополнять счет через терминальную сеть. Но, во-первых, в Алматинской области терминалов нет (а в южной столице работают и гостят немало иногородних), а во-вторых, зачем человеку платить столько денег, если у него, например, разовая поездка?
Адепты “Оңай!” утверждают: ничего страшного в происходящем нет, поскольку любое нововведение заходит в жизнь со скрипом. Страшного пока действительно ничего не было. Но кто скажет, что не будет? С наличного оборота в системе общественного транспорта кормилось очень много людей, и тотальный перевод денежной массы в электронное пространство оставит их без работы и средств к существованию. Что они будут делать, куда пойдут? Кто-нибудь думал об этом?.. К слову, немногим ранее акимат уже порадовал алматинцев известием о бесплатных придорожных паркингах, но парковщики никуда не исчезли - лишь переоделись в жилеты с надписью “Бесплатно”. И им по-прежнему платят: кто-то из жалости, а кто-то потому, что считает за лучшее отдать 100 тенге, чем увидеть на своей ласточке “автограф”, нацарапанный отчаявшимся маргиналом. Между прочим “Оңай!” уже - во всяком случае, на данном этапе - не предполагает никаких переходных периодов, никакой инвариантности оплаты. Акимат объявил, что весь общественный транспорт будет работать только по безналу - и точка!
Раньше, в тучные годы, проблемы, возникавшие во взаимотрениях общества с властью, решались материально. Обманутые вкладчики? Давайте дадим им денег! Дольщики? Пусть получат квартиры! Сегодня - по понятным причинам - этот путь малореален, а других рулевые - во всяком случае, в Алматы - пока не проложили.
Поэтому система “Оңай!” (“Легко!”) может превратиться в “Қиын!” (“Трудно!”). Хотя, может, надо было сразу назвать ее “Құдай сақтасын!” (“Пусть бог сбережет!”).
Тулеген Байтукенов, Алматы