4010

Этить твою...

С нового года в стране вступил в силу очередной новый этический кодекс государственных служащих. Одновременно с этим появилась довольно интересная и в чем-то даже оригинальная должность - уполномоченный по этике, который будет следить за моральным обликом коллег. Вот только к чему эти навороты?

Дисциплинарные советы, призванные рассматривать нарушения правил поведения госслужащих, отныне упразднены. Вместо них, как заявила вице-министр по делам государственной службы Айгуль ШАИМОВА, будут сформированы советы по этике, в ведение которых перейдут еще и такие важные дела, как коррупционные риски и результаты антикоррупционного мониторинга. Если ранее проступки госслужащих разбирали после их совершения, то теперь будут стараться их предотвратить. В этом - отличительный нюанс советов по этике от их дисциплинарных предтечей. Как в фильме Стивена Спилберга “Особое мнение”: чиновник только подумал о том, например, что ему жутко хочется не “быть честными, справедливыми, скромными, соблюдать общепринятые морально-этические нормы” и не хочется “в обращении с гражданами и коллегами проявлять вежливость и корректность” (в кавычках и далее - выдержки из кодекса. - Т. Б.), - а ему уже коллеги объясняют, что не стоит “своими действиями и поведением давать повод для критики со стороны общества, допускать преследования за критику”, а лучше “использовать конструктивную критику для устранения недостатков и улучшения своей деятельности”.
Примечательно, что это далеко не первый этический кодекс, принятый в нашей стране. В 2000 году были утверждены правила служебной этики госслужащих, в 2005-м был обнародован Кодекс чести государственных служащих РК, в 2011-м увидел свет еще один документ с тем же названием, а спустя два года, в 2013-м, в него внесли дополнения и изменения. И без того очень этичным казахстанским чиновникам ставят новые нормативы этичности: в этом году, к примеру, впервые для них введено требование “придерживаться общепринятых морально-этических норм, не допускать случаев антиобщественного поведения, в том числе нахождения в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность” (п. 1 ч. 7). Непонятно, правда, какая именно степень опьянения оскорбляет человеческое достоинство и кто ее будет определять - уполномоченный по этике? А ведь ст. 336 Кодекса об административных правонарушениях и так запрещает распивать алкогольные напитки и появляться в пьяном виде на улицах и в других общественных местах, за исключением организаций торговли и общественного питания, имеющих лицензию на продажу алкогольных напитков.
Особый интерес вызывает и пункт, призывающий сотрудников госаппарата “не распространять сведения, не соответствующие действительности”. Если, скажем, чиновник заявил, что девальвации не будет, а она случилась - какую ответственность он понесет? Какая вообще юридическая ответственность наступает для госслужащих в случае нарушения норм этического кодекса?
Никакая. Поэтому кодекс содержит такие парадоксальные императивы, как то: “не допускать совершения проступков и иных правонарушений, за которые законом предусмотрена дисциплинарная, административная либо уголовная ответственность”. Нарушение законодательства в любой его части - это уже заведомое нарушение общественной этики, за которое полагается соответствующее наказание. Зачем же эти положения уточнять специально для госслужащих? Чтобы они знали, что воровство бюджетных средств - это не только такая-то статья Уголовного кодекса, но еще и противоречит моральным принципам сотрудника госаппарата? Мол, посадят - не страшно, главное - как потом людям в глаза смотреть!
Все это очень напоминает советскую практику, когда те же разводы семей не соответствовали “Моральному кодексу строителя коммунизма”, однако наказывать за них в правовом поле было нельзя. Поэтому незадачливых супругов сажали перед коллективом и специальной парт­комиссией, чтобы сделать внушение о недопустимости такого морального декадентства. Кто-то поддавался, кто-то нет...
Но главное во всех этих морально-этических сагах не это. Главное в том, что насильно мил не будешь!

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, кадр из фильма “Бриллиантовая рука” с интернет-ресурсов, Алматы

Поделиться
Класснуть