Национальное зерно
Удивительно тихо, практически без общественного резонанса прошел в прокате “Кунанбай” Досхана ЖОЛЖАКСЫНОВА - фильм о том, что настоящим героям всегда тяжело.
С тех пор как в 2010 году в Закон “О культуре” внесли понятие “национальный фильм”, с национальными фильмами стали происходить странные вещи. Во-первых, несмотря на обширное нормативное пояснение, какие именно кинокартины должны получать это высокое звание, в тени остались процедурная часть вопроса и выгоды, которые получает лента с эпитетом “национальная”. “Хозяева” Ержанова и “Уроки гармонии” Байгазина, снятые на бюджетные средства, - это национальные фильмы? А “Небо моего детства” Рустема Абдрашова? Во-вторых, вопрос простирается гораздо дальше законодательных формулировок и касается в целом отношения к культурным произведениям, “способным удовлетворять духовные потребности народа, служить государственным интересам, а также узнаванию Республики Казахстан на мировой арене через искусство кино” (ст. 28-1 Закона “О культуре”).
Чтобы удовлетворить духовные потребности народа, как минимум, нужно эти потребности иметь. С этим делом, несмотря на постоянно растущую духовность населения, есть определенные сложности. Ну а кроме того, для выполнения такой сложной задачи требуется развитый аппарат удовлетворения, а проще говоря, всеобщая доступность кинопродукции. Дело не только в покрытии территории страны кинотеатрами, но и в медиапродвижении важных для государства картин. “Кунанбай” - это первый после “Мустафы Шокая” байопик о важной для истории страны личности (не считая “Пути лидера”), а вся его рекламная кампания свелась к сарафанному маркетингу в социальных сетях в исполнении членов съемочной группы и простых зрителей и паре постеров. Более того, сам релиз фильма растянулся с весны до зимы текущего года: сначала прокат обещали в мае, потом перенесли на осень, следом перекинули на декабрь. Говорят, что у режиссера Досхана Жолжаксынова был по этому поводу большой конфликт с руководством “Казахфильма”. Возможно, если бы не фигура Жолжаксынова, уважаемого в высших властных кругах, “Кунанбай” лежал бы на полке еще несколько месяцев. Или лет.
Почему “Кунанбая” так бездарно слили? С организационной точки зрения потому, что с “Казахфильма” ушли специалисты, отвечавшие за маркетинг и рекламу государственных фильмов. С точки зрения глобальной - потому что всем пофиг. Несмотря на реляции чиновников от культуры о том, как плодотворно реализуется культурная политика, простой пример с “Кунанбаем” демонстрирует их настоящее отношение к процессу удовлетворения духовных потребностей населения и служения государственным интересам.
Между тем фильм Жолжаксынова, возможно, первый за последние несколько лет, который действительно нужно показывать зрителям всех поколений, и максимально широко. Традиционный и даже неловкий по режиссуре, он тем не менее захватывает. В первую очередь благодаря сценарию, написанному покойным Таласбеком АСЕМКУЛОВЫМ. Это очень мощная, в отдельных моментах почти шекспировская по накалу работа, пронизанная при этом уникальным степным колоритом.
Вообще Таласбек-ага был удивительным человеком, сочетавшим в себе глубочайшее знание национальной культуры и одновременно обладавшим современным, энергичным сознанием. Что сразу отделяло его и от казахскоязычного лагеря, постоянно стремящегося к архаике, и от русскоязычного, европеизированного. В “Кунанбае” видна монументальная широта и глубина Асемкулова без всяких обычно неизбежных книксенов перед великой культурой предков - он не падает перед ней ниц, растопырив уши, а разговаривает, чтобы лучше раскрыть.
Очень удачно сыграл и Досхан Жолжаксынов - все-таки в амплуа актера он гораздо естественнее, чем в кресле режиссера. Отдельного упоминания достоин образ матери главного героя. Он интереснее привычного лубка, где апашка из аула отвечает за всю мудрость и ласку мира. Да и вообще байопик получился нестандартным, проблемным и на удивление мощным.
И что? И все.
Несмотря на то что перед “Кунанбаем” стояла большая задача переосмыслить образ отца Абая, незаслуженно искаженного Ауэзовым в романе “Путь Абая”, а это вроде была почти общенациональная задача, фильм не получил ни широкой прессы, ни достойного общественного резонанса. Возможно, дело в метаморфозах на “Казахфильме”, а возможно, в том, что все силы сейчас брошены на подготовку премьеры “Казахского ханства” - самого грандиозного исторического проекта со времен приснопамятного “Кочевника”. Кому нужен какой-то Кунанбай, когда тут на кону сразу все ханство с кучей великих персонажей одновременно? Заплати один раз и получи сразу всех!
Тем удивительнее, что на показах “Кунанбая” бывают почти полные залы - народу интересно, у народа духовные потребности.
Жаль, что они не совпадают с чиновничьими.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы