Камо грядеши, Алматы?
В южной столице на этой неделе вновь обсуждали программу развития Алматы на 2016-2020 годы. На этот раз под ракурсом “Инструменты и механизмы взаимодействия горожан и акимата по актуальным вопросам развития города” на заседании аналитической группы “КИПР”.
Это уже едва ли не десятая по счету презентация программы для различных аудиторий и как минимум второе ее экспертное обсуждение. А как иначе? Ведь горожанам предлагается напрямую участвовать в формировании приоритетов программы! Причем срок внесения предложений от народа по инициативе горадминистрации продлен почти до середины декабря.
- Я сам зашел к акиму и попросил об этом, - откровенно поведал собравшимся называющий себя руководителем управления внутренней политики акимата Алматы Саясат НУРБЕК. - Потому что сегодняшняя встреча для нас очень важна.
То, что встреча для акимата действительно очень важна, начальник УВП всячески демонстрировал во время выступлений спикеров, истово что-то записывая в блокнот. При этом речь самого чиновника получилась достаточно информативной и несколько нетипичной для представителя власти: Нурбек посетовал на несогласованность работы городских служб и великоскоростное принятие парламентом 57 новых законов, которых, по его словам, “никто не видел”.
- Я, начальник управления внутренней политики, видел Закон “Об общественных советах” только на уровне концепции, когда еще работал в Астане и участвовал в рабочей группе, - пояснил г-н Нурбек. - А я вас всех хочу предупредить: очень серьезные полномочия получает общественный совет! Его рекомендации являются обязательными для исполнения. И аким будет отчитываться как перед населением, так и отдельно перед общественным советом по той работе, которую выполнил. С объяснением причин. Поэтому нам здесь надо хорошо поработать.
Аудитория приняла презентацию нового начальника УВП очень благосклонно - многие, пользуясь случаем, выражали признательность акимату за то, что он повернулся к народу лицом, и выразили желание работать не покладая рук. Многие, но не директор Республиканского центра правовой помощи Руслан ДЖУСАНГАЛИЕВ. Выразив свои сомнения и соображения-опасения по поводу деятельности будущих общественных советов и их органичной интеграции с системой госуправления, он продолжил:
- Я активный гражданин. Но я не хочу нести ответственность за распределение бюджета. Я хочу иметь то, о чем сказал президент, - профессиональное государство. Вот пусть управление бюджетного планирования Алматы занимается бюджетным планированием. А управление ЖКХ - жилищно-коммунальным хозяйством, ГАСК - архитектурой. Это замечательно, конечно, что акимат собирается превратить себя в помойку всех жалоб от граждан… У нас 1 миллион 600 тысяч жителей, и у всех свои хотелки.
После этого слово взял представитель движения “Спасем Кок-Жайляу”, заявив, что в Алматы жителей давно свыше двух миллионов, а может быть, даже и все четыре миллиона. Судя по тому, что никто из присутствовавших не бросился оспаривать эти данные, получается, никто точно не знает, какая численность населения в самом большом городе страны, в том числе - и УВП! Все знают только, что нужно кое-кого отсюда убирать. А то хотелок станет еще больше.
- Нужно ограничивать Алматы в росте населения! - заявил Азамат ЖОЛДАСБЕКОВ, обозначенный на встрече как “профессиональный независимый директор”. - Всех этих носильщиков, грузчиков с барахолки нужно выводить, таким вещам в городе не место!
А каким вещам в городе место? Именно это - то есть главное - на заседании и не прозвучало. Саясат Нурбек отпустил шпильку в адрес прежней команды горадминистрации по поводу того, что декларируемые ценности якобы не совпадали с реальными действиями. Алматы, например, заявлялся в генплане как “город-сад” - и при этом на его территории шел повсеместный снос деревьев. В программе развития города теперь есть семь приоритетов, и, надо полагать, конфликта между словом и делом не будет, но при этом отсутствует единая связующая идея. Или, как сказал бы Станиславский, сверхзадача.
Куда идешь ты, чем будешь, самый большой город страны? Дай ответ! Молчит, не дает ответа...
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы