До скорой встречки!
В Алматы возле здания Академии наук, в котором проходил первый Urban Forum Almaty, традиционно не было свободного парковочного места. Поставив машину немного поодаль, я вспомнил слова молодого и энергичного акима южной столицы Бауыржана БАЙБЕКА о том, что город не должен идти за автомобилем. А вспомнив, бодро пошел от него. (От автомобиля в смысле. От акима так просто не уйдешь).
Urban Forum - это по замыслу организаторов “диалоговая площадка для представителей различных городских групп”, призванная формировать культуру диалога вокруг городских проблем, вовлекать горожан в их решение, находить новые подходы для развития города и так далее. Примечательно, что среди основных организаторов - зарубежные компании: фонд “Сорос-Казахстан”, Гёте-институт, Chevron… В это время местный социально ответственный бизнес в рамках интенсификации диалога с населением начинает строить АЗС на месте скверов, а государственные органы, вдохновленные отречением от автомобилизации, останавливают трамвайное движение.
Примерно о том же сказал Петр Владимирович СВОИК, выступая на заседании аналитической группы КИПР “Алматинцы: граждане и горожане или пассажиры города”: все наши НПО, так или иначе занимающиеся городскими проблемами, получают заграничную подпитку. Отечественному капиталу такое не очень интересно - он занят какими-то другими, более важными делами. Возможно, даже за пределами страны.
Кстати, по опыту общения с авторами разных диалоговых и экспертных инициатив я знаю, насколько тяжело им вытащить к себе представителей официальной власти. Причин, как мне кажется, две: некомпетентность представителей госорганов и их же заведомая боязнь попасть под огонь критики. Поэтому, как правило, на общественные заседания приходят начальники отделов или их заместители, чтобы озвучить дежурные статистические данные и рассказать, как здорово, оказывается, мы все живем. В этом смысле Urban Forum оказался достаточно представительным: с презентацией программы развития Алматы до 2020 года выступила заместитель акима Асель ЖУНУСОВА. Сама программа, точнее, способ ее подачи, примечателен тем, что акимат впервые призывает население активно участвовать в обсуждении проекта и отправлять свои рекомендации.
- Вообще это уникальная практика, такого никто до нас в стране не делал, - горделиво заметил заместитель начальника управления внутренней политики акимата Алматы Бахытжан АКЖАРОВ(на снимке) (на дискуссиях все-таки пришлось ему отдуваться).
- Мы недавно ездили на джипах к Аральскому морю, - слегка метафорично откликнулся модератор дискуссии “Алматинцы: горожане или пассажиры” Ерлан СМАЙЛОВ (на снимке). - И очень радовались тому, что в некоторых местах дорога просто идеальная. А потом поразмыслили и поняли, что это же просто так должно быть. Везде должны быть такие трассы.
Г-н Акжаров полуодобрительно закивал головой - конечно, дороги везде должны быть хорошими, но программу развития города мы же все равно первыми начали с пассажирами обсуждать.
Однако и этот прекрасный путь, к сожалению, не устлан лепестками роз. Исполнительный директор Zertteu Research Institute Шолпан АТЕНОВА (на снимке) отметила, что поддерживать качественный диалог с полутора миллионами человек просто невозможно, поэтому нужно территориальное и горизонтальное разделение интеграции горожан в систему принятия решений. Петр Своик развил мысль дальше и заверил, что без институализации процесса взаимодействия общества с властью все останется бессмысленной болтовней:
- Встречи с блогерами - это все пустое, аким никогда со всеми не повстречается. Связь нужно поддерживать на уровне ассоциаций и общественных объединений. И точно знать, с кем работать. Есть проблемы экологии, есть “Зеленое спасение”. Есть вопросы к тарифам, существует “Прозрачный тариф”. И так далее. Примерно десять институтов, а лучше 15-20 нужно выбрать и через них взаимодействовать. Над этим акимату и нужно работать.
Поскольку конкретно на этом заседании от акимата был только г-н Акжаров, то ему ничего другого не оставалось, кроме как принимать всю критику на себя и учиться выдержке. Особенно горадминистрации доставалось за блогеров, побывавших на встрече с акимом, Инстаграм и “перископ”, однако молодой чиновник стойко вынес все нападки, заметив даже, что акимат и дальше будет расширять свое присутствие в соцсетях. Наверное, откроет страницу в “Одноклассниках”.
Однако гроза только начиналась.
- Я не понимаю, зачем новый аким начал самопрезентацию с того, что посетил Зеленый базар, - сказала журналист Зарина АХМАТОВА. - Простые люди тоже туда ходят и знают, что перед этим его неделю подметали. В последний раз так у нас человек ходил на моей памяти в 90-е, и это был Гани Есенгельдинович КАСЫМОВ, участвовавший в президентской кампании. Мы говорим, что у нас аким невыборная должность. Но создается ощущение, что у нас аким готовится к каким-то выборам. Я не понимаю!.. И меня пугают ваши встречи с блогерами, потому что других встреч нет.
После таких заявлений идеальным выходом для акимата, наверное, было бы вообще ни с кем не встречаться, но г-н Акжаров поспешил заверить, что городские власти охотно выходят “на встречку” со всеми, просто не все потом пишут в Интернете.
Но дело все-таки не в том, кто и когда с кем встретился, а что потом из этого получится. В этом смысле Urban Forum - очень интересный формат, потому что в следующем году станет ясно, был ли от этого какой-нибудь толк.
До встречки, в общем.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, фото автора, Алматы